"Винорум" скис. Запрет на импорт молдавского вина похоронил амбициозные планы экс-владельцев "Пивоварен Ивана Таранова"Запрет на импорт молдавского вина похоронил амбициозные планы экс-владельцев "Пивоварен Ивана Таранова" по завоеванию 10% российского рынка вина. Как стало известно "Бизнесу", принадлежащая им компания "Винорум" закрыта, в ближайшее время начнется процедура ее банкротства. Участники рынка прогнозируют, что участь "Винорума" могут разделить и другие импортеры молдавского вина. Экс-владельцы ПИТ Евгений Кашпер и Александр Лифшиц приобрели "Винорум" на паях с Citigroup Venture Capital (CVC) весной 2004 года у Альфа-банка. Компания Кашпера и Лифшица Detroit Investments (DI) получила 53% "Винорума", CVC- 47%. Партнерам достался товарный знак Vinorum, а также контрольный пакет акций молдавского винзавода "Винэрия-Бардар" мощностью 1,2 млн дал. Тогда партнеры обещали, что в течение трех-пяти лет "Винорум" займет 10% российского рынка вина. Однако, как стало известно "Бизнесу", "Винорум" сворачивает деятельность. Об этом рассказали два участника рынка и источник в одной из компаний, подконтрольной эксвладельцам ПИТ. Это подтвердил один из бывших топ-менеджеров "Винорума". "После прихода команды из ПИТ продажи дорогих вин из Болгарии и Франции были прекращены, остались только быстрооборачиваемые, но дешевые вина из Молдавии. А после весеннего запрета на ввоз вина из этой страны возвращаться к сотрудничеству со странами дальнего зарубежья руководители компании отказались и решили выйти из бизнеса",- рассказывает собеседник "Бизнеса". Он не знает, что будет с молдавским заводом, отметив лишь, что сейчас в компании запущена процедура банкротства. Это подтверждает и источник, близкий к DI. Президент DI Максим Седунов отказался от комментариев, связаться с CVC не удалось, а телефоны на молдавском заводе "Винорум" и в московском офисе компании были отключены. Участники рынка перечисляют сразу несколько причин выхода экс-владельцев ПИТ из винного бизнеса. "Винный рынок отличается от пивного: здесь нет прямой коммуникации через ТВ, рекламные бюджеты не могут быть такими крупными,- указывает директор по маркетингу Gerrus Group Кирилл Бутко.- Также отличается и дистрибуция вина и пива, например, нельзя продавать вино в ларьках. Надо было выстраивать систему продажзаново, похоже, им это не удалось". "Винорум" почти не продвигал свои марки, добавляет топ-менеджер крупной винной компании: "У дистрибуторов сложилось впечатление, что владельцы ПИТ тратят все усилия на то, чтобы продать свой пивной бизнес подороже, и совсем забыли про вино". По данным "Бизнес Аналитики", доля "Винорума" в стоимостном выражении в 2004 году составила 1% рынка, а в 2005-м сократилась до 0,7%. Директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз видит в банкротстве "Винорума" и глобальные причины. "В 1990-х годах "Винорум" был лидером рынка, компания ввозила из Молдавии до 5 млн бутылок вина в месяц. Но их деятельность подкосил весенний запрет на ввоз вина из Молдавии, где находился единственный завод "Винорума"",- говорит Дробиз. Он уверен, что за "Винорумом" последуют и многие другие импортеры: "Многие компании ждали, что будет делать государство после запрета Молдавии и Грузии, надеялись, что оно пойдет им навстречу. Но хаос 1 июля показал, что государство не заботится об отрасли, поэтому многие будут банкротиться и переориентироваться на другие отрасли". Пресс-секретарь агропромышленного агентства MoldovaVin Юрий Модра говорит, что пока никаких официальных сообщений о банкротстве молдавских винзаводов не было. "Фабрики сократили объемы производства, но по-прежнему работают, обслуживают контракты с компаниями из СНГ, Польши и Румынии",- говорит Модра. ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ Деловая газета "Бизнес" |
