Сотовые операторы вступили в новую эру конкуренции. Посчитают каждый звонокСотовые операторы вступили в новую эру конкуренции. Рынок практически достиг точки насыщения. Распространение сотовой связи по стране превысило 80%, а в Москве - и все 130%. Возможности экстенсивного роста операторами "большой тройки" практически исчерпаны. Теперь сотовые компании вынуждены еще серьезнее отнестись к внутренним ресурсам, повышению эффективности и качества сервисов. Аналитики считают, что абоненты от этого только выиграют. В МТС недавно прошла смена руководства. Повышать эффективность станет новый глава компании Леонид Меламед, до того возглавлявший страховую компанию РОСНО и считающийся жестким администратором. Привлечение непрофильных менеджеров входит в моду у связистов. "Вымпелком" уже 2 года возглавляет бывший "кондитер" Александр Изосимов. За это время компания резко увеличила свою абонентскую базу, вплотную приблизившись к цифре 50 млн. Борьба за рынок вынуждает сотовиков всерьез задуматься о качестве своих услуг. Так, "Вымпелком" сумел разрушить стереотип о более низком по сравнению с МТС качестве связи и меньшей зоне покрытия. Сегодня сеть "Билайн" работает уже в 77 регионах страны, и для полного покрытия оператор намерен освоить оставшиеся 11 регионов. По словам Николая Прянишникова, исполнительного вице-президента "Вымпелкома", еще одним из приоритетных направлений станет достижение роста доходов вместо роста абонентской базы - за счет развития программы лояльности и внедрения дополнительных услуг. МТС, в свою очередь, озаботился разрушением мифа о необоснованном списании денег у абонентов. Компания переходит на новую биллинговую систему FORIS, которая, очевидно, должна окончательно закрыть проблему. Пока самым мощным является prepaid-биллинг "Билайна" (производство компании Amdocs). Теперь и все prepaid-абоненты МТС переведены на новый единый online-биллинг. Для полного завершения перехода на новую систему компании осталось провести миграцию абонентов контрактных тарифных планов. Как заявил исполнительный директор STROM Telecom (разработчик FORIS) Дмитрий Колесников, "последние несколько месяцев система показывает абсолютную стабильность в работе и результаты тестов это подтверждают. Мы готовы к проведению миграции всех оставшихся абонентов". Предполагается, что после окончательного перехода МТС на FORIS трудностей, связанных с масштабом бизнеса, у оператора не возникнет. "Основной проблемой при внедрении было то, что в 74 регионах присутствия оператора было разное оборудование и различные бизнес-модели, - говорит Дмитрий Колесников. - Теперь все абоненты будут подключены к единой системе в рамках каждого из восьми макрорегионов". С введением новой биллинговой системы в МТС 99% платежей зачисляется теперь в течение 5 минут, а разблокировка номера при пополнении счета для 95% абонентов происходит менее чем за 1 минуту. Операция по смене тарифного плана занимает всего 10 минут, а потерянную SIM-карту можно восстановить в любом офисе своего макрорегиона, а не только в регионе, где был подписан контракт, как раньше. Проблемы при смене биллинговых систем имели и "Мегафон", и МТС, и "Билайн". У "Мегафона" в апреле прошлого года при смене биллинга платежи абонентов шли по двое суток, у "Билайна" с 2003 года шли жалобы на проблемы с дозвоном, а у МТС - на пропажи денег. Другой проблемой были стыковка и унификация биллинговых систем разных регионов и их надежность на фоне роста числа абонентов. Поэтому через обновление биллинговых систем прошли все операторы. Новый биллинг МТС позволяет осуществлять мультивалютные операции, что позволит беспрепятственно перейти на рублевую оплату в соответствии с новыми законодательными требованиями. Сегодня все лидеры рынка предлагают самые передовые сервисы и технологии - доступ в интернет с мобильного телефона, уникальные информационные и развлекательные сервисы и многое другое. Теперь основная конкуренция разворачивается в области абонентского обслуживания. // Андрей РЯБОВ Финансовые известия |
