21.04.2006

Дегустация соков продолжается. Давно ожидаемая сделка по покупке PepsiCo соковой компании "Нидан" может не состояться



Как стало известно "Бизнесу", PepsiCo параллельно ведет переговоры еще с двумя крупными производителями сока - "Лебедянским" и "Вимм-Билль-Данном" (ВБД).
Информация о возможной покупке "Нидана" PepsiCo появилась в марте прошлого года, после покупки Coca-Cola компании "Мултон". Тогда "Нидан" вывел из бизнеса компании направление "Соки". В "Нидане" утверждали, что это связано с предстоящим IPO, однако к тому времени на мощностях "Нидана" уже разливался глобальный соковый брэнд сок PepsiCo Tropicana. А весной американская компания занялась дистрибуцией продукции "Нидана" по всей России. "Во всем мире Coca-Cola и PepsiCo конкурируют и в соковом сегменте, поэтому выход PepsiCo на российский соковый рынок - вопрос времени",- рассуждает аналитик ИК "Финам" Ольга Самарец.
Все это время обе компании опровергали факт ведения переговоров. Вчера источник в российском офисе PepsiCo подтвердил "Бизнесу", что компания ведет переговоры с "Ниданом", об этом знает и менеджер крупной FMCG-компании.
"Также обсуждается возможность приобретения "Лебедянского" и сокового подразделения ВБД. Но окончательного выбора мы еще не сделали: "Лебедянский" выглядит предпочтительнее, но стоит слишком дорого, у ВБД последние два года падает доля (по данным "Бизнес Аналитики", с 26,5% до 22,9% в стоимостном выражении.- "Бизнес"). Так что ближе всего получается "Нидан" - дешево и сердито",- рассказал менеджер PepsiCo.
Официальных комментариев компании вчера получить не удалось. Председатель совета директоров ВБД Давид Якобашвили и PR-директор "Лебедянского" Александр Костиков опровергли факт ведения переговоров с PepsiCo, а исполнительный директор ГК "Нидан" Ольга Еремеева сказала "Бизнесу", что компания "открыта для переговоров".
Комментировать переговоры PepsiCo c конкурентами Еремеева не стала.
Ольга Самарец из ИК "Финам" оценивает соковый бизнес ВБД в $300-320 млн, "Нидан" - в $400 млн. На вчерашний день, капитализация "Лебедянского" в РТС и ММВБ составила $1,392 млрд.
Таким образом, принадлежащие депутату Госдумы Николаю Борцову, его сыну Юрию и замгендиректора Ольге Белявцевой 73,53% акций можно оценить более чем в $1 млрд.
Аналитики спорят о том, какая из трех соковых компаний станет лучшим приобретением для PepsiCo. По мнению Алексея Языкова из "Атона", отдельно соковое подразделение ВБД PepsiCo купить не удастся: "Соковое и молочное производство у ВБД сильно интегрировано: соки и молоко разливаются на одних и тех же линиях, разделить их будет очень трудно". Языков говорит, что именно по этим причинам ВБД не стал покупать французский Danone.
"Они рассчитали, что в случае покупки только на реструктуризацию бизнеса у них уйдет два года",- сообщает он. По мнению аналитика, более вероятна покупка "Лебедянского". "Это куда более компактный и гораздо рентабельный актив: при обороте в $1,5 млрд чистая прибыль ВБД составляет $30 млн, а у "Лебедянского" оборот втрое меньше, а чистая прибыль - $77 млн",- рассуждает Языков.
Единственный недостаток "Лебедянского" - высокая стоимость, отмечает Наталья Загвоздина из "Ренессанс капитала". "С другой стороны, переплачивать за хорошую дистрибуцию Pepsi нет нужды: она может купить "Нидан" и раскрутить его брэнды, добавив к ним свою Tropicana",- считает Загвоздина. Она не исключает и покупки ВБД: "В принципе, разделить бизнесы все же можно, например, перенеся разлив соков на петербургский завод "Вимм-БилльДанн"".
А аналитик Альфа-банка Светлана Суханова наиболее вероятным приобретением считает все же "Нидан": "В отличие от остальных, это частная компания, ее покупка не повлечет правовых сложностей, обычно возникающих с публичными компаниями".

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ
ПЕТР МИРОНЕНКО

Деловая газета "Бизнес"