28.02.2006

Кормить собак и кошек взялись серьезные люди. Большинство российских мясокомбинатов уже начало выпуск консервов для домашних животных



СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
МАРИЯ ШАРАПОВА

Теперь серьезные инвестиции пошли и в создание сбытовой инфраструктуры. Один из основателей сети "Старик Хоттабыч" Игорь Сосин с несколькими партнерами купил в Москве сеть зоомагазинов Cats & Dogs. Однако несмотря на то, что российский рынок ощутимо меньше, скажем, американского, эксперты называют масштабные инвестиции в зооритейл преждевременными.
После кризиса 1998 года российские компании активно занялись производством кормов для животных (в регионах насчитывается несколько десятков локальных производителей; доля российской продукции составляет около 20%).
Специализированная розница тоже растет. По разным оценкам, в Москве работает от 400 до 750 специализированных зоомагазинов. Однако, кроме Cats & Dogs (20 магазинов) в городе есть всего лишь две специализированные сети: "38 попугаев" (10 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге и Тольятти) и "Бетховен" (семь магазинов в Москве). Обе принадлежат дистрибуторам зоотоваров: компаниям "Валта" и "Сорсо", соответственно.
Однако до сих пор на этом рынке не было крупных системообразующих игроков. Теперь они появились: оборот инвестиционной группы "Новая идея", президентом которой является Игорь Сосин, составляет около $0,5 млрд, что в два раза больше емкости столичного рынка.
Факт покупки группой сети Cats & Dogs "Бизнесу" подтвердили и руководство "Новой идеи", и владелец девелоперской компании Roseli Group Роман Липецкий, основатель Cats & Dogs. По словам вицепрезидента "Новой идеи" Валерия Ермакова, зообизнес купила группа частных лиц. С самим Игорем Сосиным связаться не удалось.
Равнение на Запад
Сам рынок его участники оценивают весьма скромно: около $210-215 млн в 2005 году в Москве и $730-750 - по России. Впрочем, участники сделки считают его весьма перспективным.
"У меня идея сети цивилизованных зоомаркетов возникла еще в 1990-х,- вспоминает Роман Липецкий.- В газетах объявлений больше всего было объявлений о куплепродаже домашних животных.
В США и Европе этот рынок растет на 15-20% в год. В России же потенциал еще больше: если на Западе на одно домашнее животное в год тратится $2-3 тыс., то у нас гораздо меньше. По мере роста доходов люди обязательно будут больше тратиться на питомцев". По словам Романа Липецкого, он продал Cats & Dogs потому, что решил заняться девелоперским бизнесом. "Не исключаю, что я еще вернусь на этот рынок",- говорит он.
В "Новой идее" также рассчитывают на то, что рынок будет развиваться по западному сценарию. Вице-президент компании Валерий Ермаков говорит: "Этот рынок интересен тем, что мало структурирован: в Москве несколько сотен торговцев зоотоварами, но все они - разрозненные небольшие компании, оставшиеся с советских времен. Перспективы у рынка велики, а при такой конкуренции стать ритейлером №1 легко". По разным оценкам, рынок зоотоваров в крупных городах России растет не менее чем на 10% в год.
Конкуренты отдают не более 25% рынка
Несмотря на рост рынка, конкуренты не разделяют оптимизма Игоря Сосина и его компаньонов. Сотрудник одной из компаний на условиях анонимности сказал: "Рынок действительно очень разрозненный, и Cats & Dogs даже может стать безусловным лидером по числу магазинов. Только это не значит, что у сети будет большая доля рынка. Даже в США на независимых ритейлеров приходится около 40% рынка, а крупнейшие специализированные сети - Petco и PetsMart в совокупности не контролируют и 25%. Придется "выдавливать" не столько мелких операторов, сколько продуктовые сети, через которые продается до 20% кормов и товаров среднего ценового уровня". Вицепрезидент инвестфонда Delta Private Equity Partners Наталья Полищук добавляет: "Cats & Dogs не столь перспективная и востребованная сейчас концепция, как другие проекты "Новой идеи"". Действительно, в США на домашних животных тратятся огромные деньги. Но сравнивать российский рынок с американским некорректно.
"Там никто не кормит животных со стола, только специальными кормами. А у нас? Безусловно, проект перспективный.
Когда начнется следующая волна потребительского спроса, тогда специализированные зоомагазины будут, наверное, востребованы. Но это произойдет через три-пять лет",- говорит Наталья Полищук.

Деловая газета "Бизнес"