03.02.2006


Большинство москвичей покупают продукты несколько раз в неделю, чаще всего в супермаркетах



В декабре 2005 года в рамках ежемесячного CATI-омнибуса исследовательский холдинг Romir Monitoring провел телефонный опрос москвичей. В исследовании по репрезентативной выборке приняли участие 988 человек от 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3%. Одной из задач исследования было выяснение потребительских предпочтений при покупке различных категорий товаров: продуктов питания, напитков как безалкогольных, так и алкогольных, одежды, обуви, средств гигиены и косметики, книг, товаров для животных, различных видов техники для дома, мебели и т.д.
Итак, для начала рассмотрим результаты, которые были получены при изучении стиля покупок продуктов питания.
Респондентам был задан вопрос:
Скажите, пожалуйста, как часто в Вашей семье приобретаются продукты питания? (%)
Ответы на него представлены в таблице:

 

Пол

Возраст (лет)

Всего

 

Муж.

Жен.

18-24

25-34

35-44

45+

 

1 раз в день и чаще

35

30

34

35

38

26

32

Несколько раз в неделю

52

51

53

53

48

53

51

1 раз в неделю

11

15

11

9

11

15

13

Несколько раз в месяц

2

3

2

2

2

5

3

1 раз в месяц

0

1

0

1

1

1

1



Согласно результатам исследования, половина москвичей (51%) покупают продукты питания несколько раз в неделю. Ежедневно пополняют запасы в холодильнике треть (32%) москвичей. Причем несколько чаще, чем по выборке в целом о ежедневных покупках упоминали жители столицы в возрасте от 35 до 44 лет - 38%. Раз в неделю продукты закупают 13% респондентов. Кстати, такой стиль покупок несколько чаще практикуют москвичи пенсионного возраста (18%). Реже, чем раз в неделю продукты покупают всего 4% опрошенных.
Что касается предпочитаемых мест покупки продуктов питания, то по этому вопросу предпочтения распределились следующим образом. Более половины москвичей (58%) предпочитают делать покупки в супермаркетах. Причем несколько чаще, чем по выборке в целом походы в супермаркеты предпочитают совершать семьи из двух человек и более, в которых есть дети до 16 лет (69%). Исследование показало, что закупкам продуктов в супермаркетах отдают предпочтение респонденты 18-34 лет (72-75%). Среди москвичей 35-59 лет супермаркеты также популярны, хотя и в несколько меньшей степени (55%), а среди респондентов пенсионного возраста о регулярных покупках в супермаркетах заявили 36% опрошенных.
Москвичи старше 60 лет значительно чаще, чем респонденты других возрастных категорий предпочитают ходить за продуктами на рынки и ярмарки. Если в целом по Москве рынки рассматривают как основное место покупки продуктов питания 23% респондентов, то среди пенсионеров этот показатель достигает 43%.
Согласно результатам исследования, еще 9% москвичей предпочитают покупать продукты в специализированных магазинах, 2% - в палатках и небольших магазинчиках, 5% - в крупных торговых центрах.
Если говорить о семьях из двух и более человек, то примерно половина из них (47%) покупают продукты питания совместно с другими членами семьи, а еще в 26% таких семей покупку продуктов питания самостоятельно осуществляет один человек, как правило, это - женщины старше 35 лет. Исследование также показало, что молодые респонденты (18-24 лет) принимают гораздо менее активное участие в покупке продуктов питания: лишь 33% из них упомянули о том, что участвуют в выборе товара и процессе покупки, а 26% респондентов 18-24 лет вообще не участвуют в процессе покупки продуктов питания (по выборке в целом таких респондентов было лишь 11%).
Итак, подводя итоги этой части исследования, стоит отметить, что подавляющее большинство москвичей делают закупки продуктов питания несколько раз в неделю. Семейные пары с маленькими детьми предпочитают совместные походы в магазины, чаще это оказываются супермаркеты. В семьях же с детьми старше 16 лет покупками, согласно результатам исследования, в основном занимаются родители - молодежь в этом процессе участвует значительно реже. По спискам, составленным другими членами семьи, продукты питания покупают в среднем 5% москвичей, преимущественно мужчины.