27.12.2005

"Приоритеты "Белой дачи" - девелопмент и логистика"



Известный производитель овощей и зелени компания "Белая дача" концентрируется на девелоперских проектах. В начале года "Белая дача" совместно со шведской компанией IKEA начала строительство на своем пастбище на юго-востоке Москвы крупнейшего в Европе торговоразвлекательного комплекса "Мега". В конце года "Белая дача" объявила о новом мега-проекте - "русском ЛасВегасе", рекреационном парке в Подмосковье площадью 3 тыс. га. О строительных планах "Белой дачи" и о будущем ее сельхознаправления обозревателю "Бизнеса" Сергею Канунникову рассказал председатель совета директоров "Белой дачи" Виктор Семенов. Компания застроит свои земли в Подмосковье торговыми, складскими и развлекательными центрами. Сельскохозяйственные предприятия будут выведены в дальнее Подмосковье (сама "Белая дача" сосредоточится на редких видах салатов), а огурцы и помидоры для предприятия будут выращивать фермеры Юга России- в ближайшие два года компания Семенова планирует перейти на аутсорсинг.
- Откуда у сельхозпроизводителя такой интерес к девелопменту? - По объективным причинам.
В 1918 году, когда "Белая дача" создавалась, наша территория была дальним Подмосковьем.
Сегодня она находится практически в черте мегаполиса. Использовать городскую землю под сельское хозяйство неоправданно ни с экологической, ни с экономической точек зрения. Шесть лет назад мы подготовили план постепенного вывода сельскохозяйственных активов с территории, граничащей с МКАД. Сначала четыре года назад перевели свое животноводство дальше от Москвы - в Подольский район. На освободившихся 52 га теперь идет строительство торгового комплекса "Мега". Но теперь считаем, что сельхозактивы нужно переносить еще дальше - на 80-100 км за МКАД. Например, участок в Подольском районе, куда мы перенесли животноводство, оказался идеальной площадкой для строительства на нем крупного логистического центра- находится на стыке Симферопольского шоссе и Малого бетонного кольца.
- Какое из направлений бизнеса "Белой дачи" - строительство, сельское хозяйство, логистические услуги - для вас наиболее приоритетно? - В этом году по отношениюк 2004 году мы удвоили свою выручку. Из этих 100% роста на растениеводство пришлось около 20-25%, остальное - на девелоперскую деятельность и логистические услуги.
Это приоритеты сегодняшнего дня. Если говорить о перспективе, то мы, безусловно, планируем и дальше заниматься девелоперским бизнесом. Это направление интересно нам не только с точки зрения более эффективного использования освобождающихся земель "Белой дачи", но и как источник поддержки сельхознаправления. Например, в 2006 году мы планируем вывести с "Белой дачи" в дальнее Подмосковье часть теплиц, освободив 160 га. Эта площадка также будет застроена. Планируем построить там бизнес-парк.
Растениеводство по обороту уже уступает строительному направлению. Тем не менее сельскохозяйственную часть мы сохраним. Брэнд "Белая дача" останется на рынке.
С логистическим бизнесом не все так однозначно. Этот бизнес нам определенно интересен. На сегодня у нас в собственности 65 тыс. кв. м складов класса А, сейчас строятся 50 тыс. кв. м, а в 2006 году начнется строительство еще 30-35 тыс. кв. м. На этом мы закончим развитие логистического направления на территории "Белой дачи". Если мы осуществим эти планы в течение двух лет, то займем вторую позицию в России по объемам складских площадей класса А. Тем не менее я не исключаю, что через два года мы выйдем из этого бизнеса. Если такое решение будет принято, мы продадим свою компанию "Белая дача- Маркет", оставив себе только складскую недвижимость. Всетаки логистика не наш профиль, но если бы мы отдали ее профессиональному оператору сейчас, это сильно бы растянуло срок окупаемости нашего складского комплекса.
- "Белая дача" - соинвестор торгового комплекса "Мега". Не собираетесь заниматься управлением торговыми объектами? - Нет, это был бы слишком самоуверенный шаг с нашей стороны. Мы ведь несколько лет назад планировали построить на той земле, где сейчас строится "Мега", собственный аналогичный проект. Провели даже переговоры с потенциальным якорным арендатором- Metro Cash & Carry. Проект не состоялся по ряду причин, но потом мы и вовсе поняли, что одним нам, непрофессионалам, проект такого уровня не поднять.
В проекте "Мега-БД" мы через нашудочернюю компанию ООО "БД-девелопмент" выступаем в роли генерального заказчика и соинвестора. Но управлять всем проектом будут шведы, они умеют это делать.
Я могу сказать, что, поделившись долей в проекте с IKEA, мы подняли стоимость нашей доли (в СП нам принадлежит 25% плюс одна акция) выше, чем стоили бы 100% компании, которую бы мы сами построили и которой бы сами управляли.
Та же ситуация с рекреационным парком, который мы планируем построить. Наше в этом проекте - земля. Мы также должны найти стратегических инвесторов, которые вложатся в строительство, а потом будут профессионально управлять этим проектом. Самим браться за управление непрофильными активами неоправданно.
- Почему именно рекреационный парк, а не еще один торговый комплекс? - В Раменском районе, где планируется построить парк, нам принадлежит 5 тыс. га.
Около 2 тыс. из них занимает наша дочерняя компания "Русские газоны". Чтобы понять, как использовать оставшиеся 3 га, мы пригласили консультантов. Построить парк развлечений и отдыха было их идеей.
По их мнению, площадка идеально для этого подходит: хорошая экология - до Москвы 45 км, 10-12 км до аэропорта, рядом железная дорога, Новорязанское и Домодедовское шоссе, в будущем рядом пройдет и кольцевая дорога. Думаю, это было правильное решение.
- Проектов с такой концепцией и такого масштаба в России нет. Насколько они вообще реализуемы? - Наш проект, по моему мнению, вполне реалистичен. Вопервых, потребность в таких объектах существует. Об уровне спроса на развлечения и отдых в Подмосковье можно судить хотя бы по тому, что все подмосковные гостиницы переполнены летом и зимой. Люди хотят отдыхать. При этом рынок отдыха в Подмосковье абсолютно спекулятивный, а сервис оставляет желать лучшего.
Во-вторых, мы планируем начать с малого: отелей, развлекательных комплексов и т. д.
План на 2006 год - подготовить проект первой очереди, которая будет включать в себя гостиничный комплекс, поля для гольфа, возможно, трассу "Формула-1". Может быть, подтянем казино. Сейчас на разных уровнях формируются решения о том, что игорный бизнес должен быть выведен за пределы Москвы. Мы готовы предложить площадки для какой-то части этих операторов, сделать в Подмосковье, если угодно, "маленький Лас-Вегас". Думаю, в переводе казино в специализированную развлекательную зону в Подмосковье будут заинтересованы и власти, и операторы игорного бизнеса.
В-третьих, возможно, это самое важное, проектом заинтересовались западные операторы. Недавно мы уже подписали соглашение о проработке идеи с крупной западной компанией, которая готова выступить соинвестором строительства парка, а потом- управляющей компанией. У меня есть письмо владельца "Формулы1" Берни Экклстоуна о том, что он готов включить нашу трассу в план мероприятий, как только она будет готова.
- Вы говорите, что от всех непрофильных проектов сельскохозяйственное направление "Белой дачи" не пострадает. Тем не менее теплицы сокращаете… - Часть теплиц переносим, как я уже говорил, в дальнее Подмосковье. Но мы заинтересованы в том, чтобы большая часть производства была в южных регионах. Это логично: помидор на Кубани можно получить уже в мае без отопления, а в нашем климате теплицы нужно отапливать круглый год. Доставка обходится на порядок дешевле, чем отопление и дополнительное освещение.
Соответственно, по нашим расчетам, южные овощи будут примерно на 20% дешевле подмосковных.
- Раньше вы говорили о планах строительства теплицы в Кисловодске, сейчас уже говорите о юге вообще. Где еще планируете строительство? - Поясню. Мы планируем увеличить производство собственных салатов за три года в четыре раза. Своими силами всю эту линейку за счет только нашего производства обеспечить просто нереально - это более 100 наименований салатов и около 250 сортовых наименований. Поэтому недавно нами было принято решение постепенно перейти на технологический аутсорсинг, то есть мы будем размещать заказы у региональных производителей. Сотрудничество будет работать по следующей схеме: мы заранее договариваемся с производителем-партнером о ценах, объемах, качественных показателях продукции и т. д., при этом "Белая дача" осуществляет агрономический и технологический консалтинг и контроль.
Для начала соотношение в производстве овощей будет таким: 90% продукции - это свое и 10% - поставленная по аутсорсингу.
Потом долю партнерской продукции будем увеличивать.
Эксклюзивные сорта салатов будем выращивать сами - просто никто не возьмется, очень хлопотно и требует высокой подготовки персонала. Приоритеты по аутсорсингу - помидоры и огурцы.
Это общемировая практика. Ни Bonduelle, ни Del Monte сами ничего не выращивают, а только размещают заказы у профильных производителей.
- Со сколькими подрядчиками компания собирается работать? - Думаю, у нас будет 100- 200 партнеров. Из которых только пять-шесть в московском регионе, остальное - на юге. В связи с этим мы скорректировали планы своей региональной экспансии. Например, строительство тепличного комплекса в Кисловодске в связи с решением развивать аутсорсинг отложено как минимум на год. Поглядим, как пойдут дела.
Если проект окажется успешным, ничего в Кисловодске сами строить мы не будем, готовы отдать партнерам принадлежащие нам там 150 га земли для выращивания овощей для нас.



Деловая газета "Бизнес"