08.12.2005

В Волгограде оштрафовали тосты от «Путинки»



В УФАС по Волгоградской области сообщили о признании незаконной рекламы телефонной линии «Тосты от „Путинки“», размещенной на одном из щитов в центре города. Опираясь на результаты соцопросов, представители антимонопольного органа сочли это рекламное сообщение способствующим реализации самого спиртного напитка и наложили на рекламное агентство ООО «ГорСпортИнформ» штраф в размере 400 МРОТ. Рекламщики называют решение УФАС абсурдным и готовы отстаивать свои права в суде.

Вчера в управлении федеральной антимонопольной службы Волгоградской области сообщили о том, что реклама бесплатной телефонной линии «Тосты от „Путинки“», размещенная на одном из щитов в центре города, признана незаконной. По словам замначальника УФАС Тамары Косяк, основанием для такого решения послужили результаты маркетингового исследования, проведенного Фондом «Институт экономических и социальных исследований» по инициативе антимонопольщиков в сентябре–октябре нынешнего года. По данным опроса, 58% респондентов идентифицировали это рекламное послание как рекламу водки. Социологи, в частности, отметили, что текстовое сообщение «Тосты от „Путинки“» создает ассоциативный ряд с застольем и, соответственно, спиртными напитками, а в самой рекламе используется знакомый потребителю логотип группы водок «Путинка».

В свою очередь, волгоградские антимонопольщики пришли к выводу, что эта реклама «призвана формировать интерес к крепким спиртным напиткам и способствовать реализации данной водки». При этом волгоградцы ссылаются на аналогичное решение своих федеральных коллег по поводу «Тостов от „Путинки“», принятое в сентябре. В итоге распространитель рекламы в Волгограде — московское ООО «ГорСпортИнформ» — оштрафован решением регионального УФАС на 400 минимальных размеров оплаты труда. В самом рекламном агентстве с обвинениями антимонопольщиков категорически не согласны, так как рекламируется, по их мнению, именно «горячая» телефонная линия, а не сама водка. «То есть, если у вас исчерпаны интеллектуальные темы, вы можете набрать телефонный номер, указанный в рекламе, и автомат предложит вам новый тост», — пояснил „Ъ“ руководитель волгоградского офиса ООО «ГорСпортИнформ» Алексей Чепусов. Поэтому санкции антимонопольного органа по отношению к своему агентству он называет абсурдными и нарушающими права рекламщиков. По мнению господина Чепусова, антимонопольщики не различают такие разные понятия, как «формирование общественного мнения» и «распространение рекламы алкоголя»: «Это все равно, что если бы меня оштрафовали за то, что я рассказываю, что живу на улице Столичной, только потому, что это название у респондентов ассоциируется с названием водки».

В связи с этим Алексей Чепусов заявил, что его рекламное агентство не собирается оплачивать наложенный на него штраф и готово отставивать свою правоту в суде. При этом он сослался и на уже созданный прецедент — решение московского УФАС, которое летом признало рекламу «Тостов от „Путинки“» не противоречащей закону о рекламе. И, кстати, упомянул, что сама реклама, вызвавшая нарекания антимонопольщиков, уже убрана со щита в связи с истечением договора 1 декабря.

Впрочем, антимонопольщики не признают ни один из этих доводов, считая, что ООО должно быть оштрафовано в любом случае, даже если штраф придется взыскивать через суд. «Решение московского УФАС — это одно, а волгоградского — другое», — отреагировала на доводы оппонентов госпожа Косяк.  
„Ъ“ будет следить за развитием событием.

ПАВЕЛ БАТУРИН

КоммерсантЪ