29.11.2005

Реклама на пустом месте. Размещение рекламы в интернете иногда приобретает довольно странный вид



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Например, она может размещаться на фактически пустом месте и при этом приносить людям какой-то доход. Ведь есть традиционный способ получения рекламных бюджетов: создавать СМИ, удерживать постоянную аудиторию, писать стратегические планы развития… Это человеческий путь, в том смысле, что очень много человеческого фактора, определяющего успешность затеи. А есть технологичный путь, когда используется автоматическое размещение рекламы на сайтах, где нет вообще ничего, кроме названия.
Постоянный рост спроса на контекстную рекламу приводит к тому, что системы контекстной рекламы ищут новые площадки, где можно было бы ставить блоки рекламодателей. При этом надо ведь хоть как-то определять, что пользователю интересно, и подсовывать ему нужную рекламу. Контент-проектов постоянно не хватает, и подключаются другие алгоритмы определения интересов пользователей. В частности, работает логика, что если человек попал на сайт с названием про мобильные телефоны, он ищет телефон. И пусть на этом сайте нет ничего, кроме названия, как-то человек туда попал. Набрал ли наугад в строке браузера или перешел по устаревшей ссылке из какого-нибудь каталога, он, наверное, заинтересован в мобильных телефонах, а значит, будет интересен рекламодателям.
Формально к этой логике нельзя придраться, и размещение контекстной рекламы на сайтах-пустышках дает рекламодателям отдачу. Единственный скользкий момент в подобном подходе к рекламе в нелюбви народных масс к киберсквотерам, которые регистрируют десятками доменные имена для последующей перепродажи. А когда система контекстной рекламы сотрудничает со скупщиками доменов, люди начинают предъявлять претензии и контекстным рекламщикам. Периодически в Рунете всплывают в форумах высказывания уровня "Бегун поддерживает подлецов и негодяев киберсквотеров, позор Бегуну". До момента перепродажи домена киберсквотеру надо за него платить и нести хоть какие-то траты. При помощи систем контекстной рекламы даже эти минимальные затраты покрываются рекламными выплатами.
А в США некоторыекомпании, скупающие домены, даже зарабатывают неплохие деньги, размещая рекламу на своих пустышках. Например, Marchex Inc. имеет 200 тыс.
доменов и в третьем квартале получила $7,7 млн от размещения контекстной рекламы по этим адресам. При этом вложения в недосайты минимальны. Не нужна редакция, ибо весь контент - в имени. Не нужна служба продаж, ибо реклама размещается автоматически. Думается, даже забавный проект "Домашняя страничка на миллион долларов", про который я писал не так давно, требует больше усилий на поддержание.
Киберсквотеры помельче, впечатленные успехом больших компаний, начинают массово скупать любые более или менее красивые домены, вызывая еще больше гнева честных граждан. За последний год количество регистрируемых доменов выросло почти на 30%. Частично сыграла популярность блогов, частично - это активность киберсквотеров, которые, кроме прочего, стремятся доказать миру, что являются нормальными бизнесменами, а не ловкачами на базаре.
Во всей этой истории с размещением рекламы на сайтахпустышках формально нет ничего плохого и противозаконного. Единственное, что тут есть,- так это доля абсурдности и стимулирования человеческой лени.



Деловая газета "Бизнес"