22.11.2005

Арабы помогут взлететь МиГ-АТ



ВЛАДИМИР СТЕПАНОВ

Российская самолетостроительная корпорация (РСК) МиГ нашла выход на рынок арабских стран с учебнотренировочным самолетом (УТС) МиГ-АТ. Союз с ОАЭ по совместной сборке самолета для его продажи в третьих странах может гарантировать российскому предприятию $1,5 млрд.
На проходящем в Объединенных Арабских Эмиратах авиасалоне Dubai Air Show руководство РСК МиГ заявило о наличии хороших перспектив по организации лицензионного производства МиГ-АТ в Польше и в ОАЭ. "Мы считаем, что переговоры, которые мы провели с рядом стран по вопросу лицензионного производства МиГ-АТ, могут иметь перспективу",- заявил заместитель генерального директора РСК по маркетингу, продажам и послепродажному обслуживанию Владимир Выпряжкин. По его словам, помимо ОАЭ и Польши, были проведены переговоры по лицензионному производству МиГ-АТ с Египтом и Саудовской Аравией.
УТС МиГ-АТ был разработан в начале 1990-х годов в рамках борьбы между конструкторскими бюро Микояна и Яковлева за право производства усовершенствованного УТС для замены около тысячи самолетов L 29 и L 39, находившихся на вооружении ВВС России и СНГ. Самолет предназначен для подготовки летчиков всех современных истребителей - как российских, так и зарубежных, в частности МиГ-29, Су-27, F 16, Mirage 2000, Eurofighter и др. По оценкам специалистов, после обучения на МиГ-АТ летчик максимально быстро адаптируется к боевому истребителю.
Пресс-секретарь РСК МиГ Елена Федорова очень осторожно относится к польским перспективам самолета: "Работа идет, но я не думаю, что результаты будут скорыми".
"Возможности в арабском мире шире,- считает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.- Предложение лицензионного производства в ОАЭ следует считать сильным маркетинговым ходом, который облегчит проникновение на рынки и других арабских стран, в том числе тех, которые не являются традиционными нашими клиентами, потому что это будет не чисто российский, а российско-арабский самолет".
Мнение аналитика разделяют источники "Бизнеса" в ВПК. "Можно попытаться "взять" весь арабский мир,- сообщил компетентный собеседник, пожелавший остаться неизвестным.- Заказов будет однозначно больше сотни.
Только Алжир и Египет могут взять по 40 самолетов каждый". А есть еще Ливия, сами ОАЭ и другие страны. При заявленной стоимости самолета в $12 млн одни только продажи в эти страны принесут предприятию и российской казне $1,5 млрд. "Кроме того, можно попытаться предложить самолет в Пакистан",- добавляет источник.
"Переговоры о сотрудничестве с ОАЭ идут с середины 1990-х годов, когда на этот рынок предлагался Су-35,- продолжает Константин Макиенко.- В настоящее время парк боевой авиации этой страны комплектуется за счет американской и французской техники при большом количестве поступающих на вооружение ВВС ОАЭ истребителей Mirage 2000 9 и F 16, которые нуждаются в дешевом УТС.
Всем этим требованиям отвечает МиГ-АТ".
Лидером продаж в секторе дозвуковых УТС является Hawk, но эта модель начала серийно производиться в 1974 году и безнадежно устарела. Скоро на рынке появятся и современные сверхзвуковые УТС, но они дорогие и фактически находятся в категории легких боевых самолетов. Что касается ближайшего конкурента МиГ-АТ самолета Як-130, который был официально принят на вооружение российскими ВВС, на внешнем рынке он дорогу МиГу перейти не сможет. "Гендиректор МиГа Алексей Федоров является одновременно акционером НПК "Иркут" (производитель самолетов Як-130.- "Бизнес"),- говорит Константин Макиенко.- Он вполне в состоянии развести модели по разным нишам".



Деловая газета "Бизнес"