02.11.2005
romir monotoring

Две трети россиян не верят в рентабельный и при этом честный бизнес



В ходе октябрьского всероссийского опроса населения исследовательский холдинг ROMIR Monitoring задал свои респондентам несколько вопросов о честном бизнесе. Возможно ли такое явление в современной России? И если да, то, при каких условиях?

Во всероссийском опросе приняли участие 1600 респондентов в возрасте от 18 лет и старше, в более чем 100 городах и населенных пунктах России, во всех федеральных округах. Выборка репрезентативна для взрослого населения России. Статистическая ошибка не превышает ±2,5%.

В ходе исследования респондентам был задан вопрос:

Как Вы считаете, можно ли в России вести рентабельный и при этом честный (прозрачный) бизнес – платить налоги в полном объеме, официально полностью платить зарплату наемным сотрудникам, не платить взятки чиновникам и т.д.?(%)

Ответы на него распределились следующим образом:


business


Как показало исследование, две трети граждан страны (59%) не верят в то, что в России можно вести рентабельный и при этом честный бизнес. Среди жителей крупных городов с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек, число тех, кто относится скептически к словосочетанию «прозрачный и прибыльный бизнес» превышает среднероссийский показатель и составляет 64%.

Мужчины несколько чаще, чем женщины говорили о том, что в современных российских условиях бизнес не может быть рентабельным и при этом честным - 62% против 56% соответственно. Респонденты в возрасте от 45 до 59 лет чаще представителей других возрастных категорий давали отрицательный ответ на заданный вопрос (66%). Обладатели высшего образования (62%) и участники опроса с высоким уровнем дохода (62%) в большей степени говорили о нереальности такого явления в российской действительности.

Противоположной точки зрения придерживаются 20% россиян. Причем в Дальневосточном федеральном округе несколько чаще, чем по выборке в целом, респонденты говорили о том, что вести рентабельный и при этом честный бизнес вполне реально (28%). А вот в Южном федеральном округе напротив число тех, кто верит в такую возможность, насчитывается всего 14%. Каждый четвертый житель (25%) малых городов с населением до 100 тысяч человек дал положительный ответ на заданный вопрос – это самый высокий показатель по выборке. Оптимистичнее всего к современным бизнес условиям относятся обладатели начального образования (23%) и респонденты со средним уровнем дохода (23%).

Респондентам, которые считают, что в России можно вести рентабельный и при этом честный бизнес, был задан вопрос:

Если Вы считаете, что в России нельзя вести рентабельный и при этом честный бизнес, то почему? (%)

Ответы на него распределились следующим образом (поскольку респонденты могли указать несколько вариантов ответа, то итоговая сумма может быть не равна 100%):


business2


Согласно полученным результатам, 45% респондентов считают, что в России невозможно вести рентабельный и при этом честный бизнес, потому что в нашей стране, по крайней мере, на данный момент эти понятия просто несовместимы. Еще 42% участников опроса уверены в том, что честному бизнесу мешает коррупция, то есть, по их мнению, встав на путь предпринимательства, нужно будет обязательно давать взятки. Треть респондентов (27%) полагает, что в России заниматься честным бизнесом и получать при этом прибыль не позволяет налоговое законодательство.

Респондентам, которые считают, что в России можно вести рентабельный и при этом честный бизнес, был задан вопрос:

Если Вы считаете, что в России можно вести рентабельный и при этом честный бизнес, то каким образом? (%)

Ответы на него распределились следующим образом (поскольку респонденты могли указать несколько вариантов ответа, то итоговая сумма может быть не равна 100%):


business3


Итак, половина из тех (51%), кто верит в возможность ведения честного и рентабельного бизнеса, считают, что все зависит исключительно от желаний и стремлений собственника. То есть бизнес может быть честным, если этого захочет сам предприниматель. Остальные участники опроса, хоть и дали утвердительные ответы, но использовали варианты со словом «если». Так, например, каждый третий респондент (30%) уверен, что честную предпринимательскую деятельность можно вести в том случае, если не гнаться за сверхприбылями. Еще 25% опрошенных полагают, что бизнесмен может играть честно, если сумеет грамотно пользоваться пробелами в законодательстве.

ROMIR Monitoring