20.10.2005

Избавление от зависимости



ПЕТР МИРОНЕНКО

За последний год о полноценном выходе на российский рынок заявил целый ряд крупных западных компаний, работающих по франчайзингу, в том числе и мировые лидеры - Yum! Brands, Burger King и Starbucks. Впрочем, транснациональные компании очень долго ищут российского партнера. Возможно, оправданно - короткая история российского франчайзинга уже накопила множество случаев, когда франчайзи "кидал" своего партнера.
Первый и самый распространенный способ обойти условия франшизы - копирование бизнеса под новым брэндом.
Такая история, например, случилась с московской сетью фаст-фуда "Крошка-картошка". Напомним, в 2004 году франшизу "Крошки-картошки" купил один из крупнейших производителей снэков - новосибирский "Сибирский берег". Однако уже в конце того же года, открыв только две "Крошки-картошки", сибирская компания отказалась продлевать договор, заявив, что необходимость во франшизе отпала. Сейчас "Сибирский берег" развивает сеть фаст-фудов под брэндом "Картофельный папа". "Мы не считаем, что нас кто-то обманул, просто российский рынок сейчас не готов к франчайзингу. Нет двух ключевых рычагов, которые определяют его развитие на Западе,- уникального товара, который франшизодатель в случае чего может отнять, и нормальной потребительской лояльности к брэнду",- рассуждает совладелец "Крошки-картошки" Андрей Конончук. По мнению руководителя департамента франшизы компании "Республика идей" Виталия Мокрушина, этот способ удобен тем, что если франчайзи разорвал договор и перевел сеть под собственный брэнд, преследовать его юридически, по сути, невозможно. "Для того чтобы обезопасить себя от такого сценария, надо иметь некое предложение, которое франчайзи не сможет воспроизвести",- отмечает он. По мнению Мокрушина, пример грамотного решения - вместе с франшизой давать партнеру в лизинг оборудование, которое в случае чего просто забрать обратно.
Впрочем, существуют более простые способы быстрого избавления от франчайзинговой зависимости. "Например, в розничной торговле можно за относительно короткое время самостоятельно наладить связь с производителем и начатьс ним работать напрямую",- рассказывает директор департамента франчайзинга консалтинговой группы "Магазин готового бизнеса" Нина Семина (МГБ). Примерно такая история произошла с кемеровской сетью фаст-фудов "Подорожник", которая в 2002 году разработала франшизу и продала ее в Барнаул. Впрочем, уже через несколько месяцев алтайские партнеры сети решили расторгнуть договор. А расторгнув его, продолжали работать под брэндом франчайзи, и только весной 2005 года местное управление ФАС вынудило бывших франчайзи поменять торговую марку. "Это достаточно редкий случай: такого рода проблемы всегда можно решить в судебном порядке.
Как правило, с проблемой сталкиваются франчайзеры, которые выходят на рынок, будучи к этому не готовы",- считает аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков. А Нина Семина из МГБ отмечает, что так же осторожно должна вести себя компания, продающая западную торговую марку в субфраншизу другой российской компании.
"Так, франчайзи шведской сети фаст-фуда Wokie-Dokie продали субфраншизу своему московскому партнеру, а тот в итоге вышел непосредственно на владельца марки, и обладатель мастер-франшизы на Россию оказался "лишним звеном"",- рассказывает Семина.
Впрочем, случаи откровенного "кидания" франчайзера случаются относительно редко.
Гораздо более распространена практика дезинформации владельца франшизы. Так, по данным ИК "Финам", недостоверную информацию о своей деятельности "в центр" предоставляет более 70% российских франчайзи. "В основном речь идет просто о занижении оборота: ведь именно исходя из него рассчитываются роялти, которые получает владелец марки",- отмечает Кочетков из "Финама". С ним соглашается владелец сети турагентств "Магазин горящих путевок" (МГП) Андрей Озолинь. "К сожалению, мы так часто сталкивались с этим, что нам пришлось перейти от процентной системы к фиксированным ежемесячным платежам. Конечно, это негативно сказалось на наших доходах, но что было делать?" - расстраивается он. Впрочем, по словам Озолиня, это еще не самое экстремальное, с чем приходилось сталкиваться. Например, два года назад омский франчайзи МГП получил $70 тыс. оборотных денег, по сути, позаимствованных у операторов, и проиграл их все в Forex. "Если бы не смогли в краткие сроки перепродать франшизу за погашение долгов другому предпринимателю, списали бы в убыток",- вспоминает Озолинь.

Франчайзер против грязных туалетов

ПЕТР МИРОНЕНКО

Хотя механизмы работы по франчайзингу на Западе давно отработаны, схемы мошенничества в этом сегменте активно используются и там. Впрочем, как показывает практика, американских франчайзеров зачастую волнуют совсем другие проблемы, чем российских.
Несмотря на то что американские компании работают по франшизе на многих развивающихся рынках, самые громкие франчайзинговые скандалы за последние пару лет происходили именно в Соединенных Штатах. Так, в декабре 2003 года окружной суд ЛосАнджелеса признал одного из калифорнийских франчайзи сети Baskin Robbins в намеренном занижении оборотов в отчетности с целью уменьшения возможных платежей по договору франшизы. По решению суда франчайзи был обязан выплатить Baskin Robbins всю сумму недоплаченных им роялти, компенсировать репутационный ущерб и судебные издержки. Впрочем, это был только один из судебных процессов, инициированных в 2003 году тогдашним владельцем сетей Baskin Robbins и Dunkin Donuts, группой Allied Domecq, против недобросовестных франчайзи. Причем не все суды Allied Domecq были такими успешными. Например, всего за месяц до этого в решении по аналогичному делу суд Бостона признал местного франчайзи сети Dunkin Donuts полностью невиновным и обязал материнскую компанию платить штраф.
Впрочем, в отличие от российской практики в американской реже встречаются дела о мошенничестве. Чаще франчайзер обвиняет своего партнера в размывании брэнда.
Так, в прошлом году та же сеть закусочных Dunkin Donuts в судебном порядке (причем не в окружном, а в федеральном суде) предъявила претензии своему франчайзи в штате Теннеси. Франчайзер требовал от владельцев одной из своих точек в штате содержать помещение в чистоте. "Лояльность потребителей к брэнду Dunkin Donuts поставлена под угрозу осыпающимся потолком, грязными туалетами, неправильно хранящимися продуктами и отсутствием надлежащей гигиены",- говорилось в исковом заявлении сети. Перед судебным иском ресторан дважды посещали инспекции "из центра", и владельцу франшизы делались предупреждения, которые он игнорировал. Федеральный суд удовлетворил иск Dunkin Donuts и предписал франчайзи в надлежащий срок устранить проблемыи выплатить неустойку по договору о франшизе.



Деловая газета "Бизнес"