04.10.2005
Romir Monitoring

Romir Monitoring провел очередную волну проекта по изучению потребительских предпочтений на рынке сотовой связи



В сентябре текущего года исследовательский холдинг Romir Monitoring провел очередную волну проекта по изучению потребительских предпочтений на рынке сотовой (мобильной) связи. Помимо традиционного вопроса "Пользуетесь/не пользуетесь мобильной связью?" респондентам было также предложено вспомнить, сколько раз они меняли номера своих телефонов. Респондентам также был вопрос о том, услугами скольких операторов они пользуются одновременно. Результаты оказались весьма любопытными. В частности, исследование показало, что если бы все когда-либо проданные SIM-карты были действующими, то проникновение мобильной связи в России составило бы порядка 120%. Но обо всем по порядку.
Во всероссийском опросе приняли участие 1600 респондентов в возрасте от 18 лет и старше в более чем 100 городах и населенных пунктах России. Выборка репрезентативна для взрослого населения РФ. Максимальная статистическая погрешность не превышает 3%.
Итак, согласно результатам исследования, в сентябре 2005 года мобильной связью пользовалось 53% процента взрослого населения России, не пользовалось - 47%. Таким образом, с июля 2005 года, когда проводился предыдущий замер рынка сотовой связи, по сентябрь этого же года, доля "мобильных" россиян увеличилась на один процентный пункт: с 52% до 53%.
На приведенной ниже диаграмме указана динамика роста числа абонентов сотовой связи с февраля 2004 года, когда Romir monitoring впервые провел аналогичный опрос населения.
Динамика, %


динамика роста числа абонентов сотовой связи с февраля 2004 года

Согласно результатам сентябрьского исследования, активней всего сотовой связью пользуется взрослое население Центрального (60%) и Южного (56%) федеральных округов. Меньше всего "мобилизованных" россиян среди жителей Уральского федерального округа (35%).
По-прежнему отмечается зависимость уровня "мобилизованного" населения от типа населенного пункта. Так, в городах-миллионниках 65% опрошенных пользуются сотовой связью, в сельской местности этот показатель не превышает 42%. Среди мужчин число абонентов значительно выше, чем среди женщин - 59% против 48% соответственно. Наибольшее количество пользователей мобильной связи зафиксировано среди молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет (88%). Среди россиян старшей возрастной категории от 60 лет сентябрьское исследование зафиксировало 13% пользователей мобильной связи, что на 3 процентных пункта выше от зафиксированного числа пользователей этой возрастной категории в июле 2005 года.
Респондентам, которые назвали себя пользователями сотовой связи, так же был задан вопрос:
Сколько раз за время пользования мобильной связью Вы меняли номер Вашего телефона (покупали новую SIM-карту)? (%)
Ответы на него распределились следующим образом:



Сколько раз за время пользования мобильной связью Вы меняли номер Вашего телефона (покупали новую SIM-карту)?

На приведенной гистограмме видно, что 33% пользователей сотовой связью на протяжении всего своего "мобильного" опыта сохраняли один и тот же номер телефона, а 67% - несколько раз приобретали новые SIM-карты. Так, 32% опрошенных делали это как минимум один раз, дважды - 19%, трижды - 8%, 3% опрошенных пользователей экспериментировали с SIM-картами более пяти раз. Таким образом, путем несложных вычислений получается, что число "мобильных" россиян могло бы достигать 121% от всего взрослого населения России, если бы все когда-либо проданные SIM-карты были действующими.
Исследование показало, что наибольше число абонентов, ни разу не менявших номер телефона, проживает в Уральском федеральном округе - 49. Чаще, чем в среднем по выборке SIM-карты меняют жители Центрального и Сибирского федеральных округов - "ветреных" абонентов там 76% и 70% соответственно. Среди сельского населения один раз покупали новую SIM-карту 40% пользователей сотовой связи, в городах с население менее 100 тысяч человек дважды SIM-карту менял каждый четвертый абонент сотовой связи (24%), каждый десятый обладатель мобильного телефона (11%), проживающий в городе-миллионнике, трижды менял SIM-карту.
Исследование показало, что женщины менее охотно идут на эксперименты с новыми SIM-картами. 36% представительниц прекрасного пола не меняли номеров своих мобильных телефонов, среди мужчин доля "верных" абонентов составляет 31%. Согласно полученным результатам, чем старше пользователь сотовой связи, тем реже он меняет SIM-карты. В возрастной категории от 60 лет 44% опрошенных не меняли номер своего мобильного телефона - это самый высокий показатель по выборке. А вот молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет весьма активны в покупке новых SIM-карт: дважды менял номер своего сотового телефона каждый пятый (21%) респондент этой возрастной категории, а каждый двадцатый (6%) - покупал новую SIM-карту более пяти раз. Обладатели высокого дохода, а так же респонденты, имеющие начальное или неполное среднее образование, чаще других меняют SIM-карты. Относительно стабильными можно назвать абонентов с низким доходом. 42% таких респондентов не меняли номер сотового телефона.
В ходе исследования был также затронут вопрос, который давно интересует операторов сотовой связи. Сколько абонентов пользуются услугами двух и более операторов и каков портрет таких пользователей. Оказывается, 14% абонентов одновременно пользуются услугами двух операторов, а 2% абонентов - услугами трех операторов одновременно.



Сколько абонентов пользуются услугами двух и более операторов и каков портрет таких пользователей.

Согласно результатам исследования, мужчины активнее женщин пользуются услугами двух операторов одновременно, среди них "двойных" абонентов - 16%, среди представительниц слабого пола эта доля составляет 12%. Молодые люди в возрасте от 18 до 24 также более активны в выборе нескольких операторов связи. Каждый пятый респондент (21%) этой возрастной категории пользуется услугами двух операторов. Что касается респондентов других возрастных категорий, то было замечено, что чем старше пользователя сотовой связью, тем меньше вероятность встретить среди них "двойного" абонента. Среди респондентов пенсионного возраста таких абонентов всего 5%. Респонденты с высоким уровнем дохода несколько чаще (17%), чем в среднем по выборке пользуются услугами двух игроков рынка сотовой связи одновременно.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что число абонентов сотовой связи больше числа фактических пользователей. Если учесть, что часть российских обладателей мобильных телефонов пользуется услугами двух и более операторов, то число пользователей на сотню жителей, или уровень проникновения сотовой связи в России, составляет 71%, о чем, собственно, и заявляют игроки рынка сотовой связи, опираясь на собственные базы данных. Однако фактически сотовыми телефонами пользуется гораздо меньшее число россиян - 53%.