12.09.2005

Volkswagen катится по наклонной



ЭРИК КАЛП (ERIC CULP)

Пока мировые производители полируют эмблемы накануне автосалона IAA, стартующего в четверг во Франкфурте, крупнейшая автомобильная компания Европы вновь заговорила о том, что у нее барахлит мотор.
Volkswagen планирует значительное сокращение рабочих мест для дальнейшего снижения издержек, что указывает на проблемы, стоящие перед всей отраслью. На самом деле денег не хватает настолько, что автомобильным компаниям приходится сотрудничать с конкурентами для разработки новых моделей и технологий.
Немецкие СМИ сообщили, что крупнейший автопроизводитель континента планирует сократить 10 тыс. работников в Германии. Численность сотрудников Volkswagen в стране немногим выше 100 тыс.; сама компания отказалась давать комментарии по поводу масштаба сокращений, отметив, что его еще предстоит определить. В прошлом году соглашение между VW и влиятельным немецким профсоюзом IG Metall заморозило зарплату и гарантировало сохранение рабочих мест до 2011 года. Договоренность считалась эпохальной для немецкого рабочего движения. Однако VW заявляет, что она может быть аннулирована после существенного ухудшения экономической ситуации, не оговаривая, что под таковым понимается.
Исполнительный директор VW Бернд Пишецридер (Bernd Pischetsrieder) высказывается без обиняков. Давая разъяснения на собрании трудового коллектива на головном заводе в Вольфсбурге, он сказал, что перед лицом глобальной конкуренции VW необходимо масштабное снижение издержек по всем направлениям, включая затраты на оплату труда. Пишецридер, ранее бывший исполнительным директором BMW, добавил, что компания не может избежать снижения затрат на оплату труда либо путем сокращения зарплаты каждому работнику, либо путем увольнений, либо комбинируя эти два способа. VW заявляет, что хочет снизить производственные издержки на 1,3 млрд евро ($1,63 млрд) в рамках программы реструктуризации стоимостью 7 млрд евро, названной ForMotion и рассчитанной до 2008 года.
Намекнув, что счет лишних рабочих рук в Вольфсбурге идет на тысячи, Пишецридер сообщил работникам: переговоры о производстве на головном заводе малых внедорожников по-прежнему идут. Рядовые сотрудники опасаются, что выпуск модели Marrakesch может быть развернут в Португалии, где издержки на оплату труда ниже. Завод в Вольфсбурге упустил шанс наладить производство Touareg, главной модели внедорожников VW: их делают под Братиславой, где себестоимость одного автомобиля оказывается на 1400 евро ниже, чем в Германии.
Модель Touareg была разработана совместно с Porsche, создавшей при этом пользующуюся большим успехом модель Cayenne: трудности со средствами принуждают производителей не только сокращать кадры, но и объединяться для создания новых автомобилей. VW планирует сотрудничать с шанхайской SAIC в разработке двигателей на комбинированном топливе, рассчитывая получить действующую модель к Олимпиаде 2008 года, которая будет проводиться в Пекине. Незадолго до этого General Motors, BMW и DaimlerChrysler объявили о планах сотрудничества по подобным двигателям, предполагающим сочетание бензина или дизельного топлива с электрическим или каким-либо еще приводом.
Чтобы выбраться из экономических затруднений, FIAT также объединяет усилия с американской компанией. Итальянцы планируют разрабатывать малолитражные автомобили вместе с Ford после того, как General Motors умыла руки, а представители FIAT не смогли договориться с SAIC или DaimlerChrysler.


Деловая газета "Бизнес"