12.09.2005

Операторов объединят под одной вывеской



Тимофей Дзядко

Оператор альтернативной связи «Комет», интернет-провайдер «РТКомм.РУ» и компания «Телеком-Центр» начинают предоставлять услуги под единым брэндом Synterra. Участники рынка сомневаются, что компания составит реальную конкуренцию таким гигантам, как «Голден Телеком» и «Комстар».

Альтернативный оператор «Комет», основанный в 1992 году, располагает в Москве и Подмосковье оптоволоконной сетью протяженностью более 1 тыс. км, а также лицензиями на оказание услуг связи в 17 регионах Центрального федерального округа. В 2004 году 100% акций купила швейцарская компания Emergent Telecom Ventures S.A., которая принадлежит Мохаммеду Амерси и президенту телекоммуникационной компании Telefonica Хуану Виллалонге.

Мохамед Амерси, совладелец швейцарской компании Emergent Telecom Ventures S.A., cотрудничающей с «питерской» группой связистов, в 2004 году купил 100% акций московского альтернативного оператора ЗАО «Комет» и сообщил о планах построить крупного альтернативного оператора, действующего в масштабах России.

В начале лета 2005 года эти планы начали воплощаться в жизнь. В июне «Комет» приобрел 68% акций крупнейшего провайдера операторского доступа в интернет «РТКомм.РУ» более чем за $100 млн, а также контрольные пакеты пяти компаний – ЗАО «Телеком-Центр», ООО «Алсеан-Н», ООО «Волгодонск Телеком», ООО «КомЛайн» и ООО «СвязьИнтел».

Представители «Комета» утверждают, что подконтрольные им компании владеют лицензиями на предоставление услуг телефонии в 17 регионах России, услуг передачи данных и аренды каналов на всей территории РФ, а также контролируют более 50% российского рынка услуг операторского доступа к сети интернет. Теперь принято решение объединить их под единым брэндом Synterra (syn – «объединение, синергия», terra – «земля»).

«Консолидация бизнеса трех компаний, работающих на рынке альтернативной связи под общим брэндом, позволит существенно расширить спектр и географию оказываемых услуг, эффективнее использовать не только технологические, но и финансовые ресурсы», – считает генеральный директор ЗАО «Телеком-Центр» Алексей Кушников. К тому же другим независимым телекоммуникационным компаниям будут предлагаться работать под этим брэндом. «Но речь не идет о полном переходе на единый брэнд, пока что это лишь зонтичный брэнд. Компании с такими известными брэндами, как «РТКомм», еще некоторое время будут с ними работать», – рассказала «Газете.Ru» Наталья Ананьева, пресс-секретарь «РТКомм.РУ».

Компания будут по-прежнему действовать как отдельные юридические лица, а для управления новым проектом создается стратегический совет – единый координационный орган, в который войдут руководители и ведущие топ-менеджеры компаний. «Формирование национального мультисервисного оператора связи сегодня возможно лишь при условии объединения под единой торговой маркой нескольких межрегиональных операторов с независимыми региональными операторами связи, – утверждает генеральный директор «Комета» Вячеслав Смит. – Мы намерены продолжить объединение телекоммуникационных компаний и уверены, что наш амбициозный проект будет успешно реализован под новым брэндом Synterra».

Конкуренты спокойно относятся к появлению нового игрока на рынке альтернативной связи России. «Мы уже давно работаем на рынке альтернативной связи России и успели накопить значительный опыт. Заявления представителей Synterra – пока лишь декларации. Насколько эти планы окажутся выполнимы, покажет время», – философски замечает Анна Чин-го-Пин, пресс-секретарь «Голден Телекома».

А эксперты телекоммуникационного рынка уверены, что столь амбициозные планы компании, объединившиеся под брэндом Synterrа, не смогут реализовать в короткие сроки и без значительных инвестиций: много времени уйдет на консолидацию активов и радикальное изменение бизнес-модели, направленное на работу с конечным пользователем, а не операторами.

«Это не совсем тот масштаб активов, который есть у «Голдент Телеком» и «Комстар – объединенные телесистемы», – отмечает Андрей Богданов, начальник аналитического отдела Альфа-банка. – Компании, объединившиеся под единым брэндом, не владеют национальной сетью, которая позволяла бы им предоставлять все спектр телекоммуникационных услуг, как это делает, например, «Голден». Пока что это просто набор активов, который требует консолидации и выбора стратегии».

«Логично, что акционеры решили объединить все компании под одним брэндом, но, мне кажется, они завышают свои возможности. На создание мощного игрока фиксированной связи федерального масштаба потребуются значительные финансовые вливания, и много», – добавляет Татьяна Толмачева, старший аналитик исследовательской компании iKS-Consulting.

Газета.RU