25.08.2005

Сотовые компании ждут прихода Visa



КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ

На Западе активными игроками на рынке мобильного банкинга являются не только банки, но и платежные системы. Весной этого года Visa заявила о том, что совместно с Сбербанком готовится выйти на российский рынок мобильного банкинга. Стороны категорически отказываются раскрывать подробности проекта. Пока на этом рынке работает отечественная компания "Центр финансовых технологий" со своей системой SimMP. Но, по данным "Бизнеса", сотовые операторы не спешат становиться ее партнерами, ожидая выхода на рынок западных игроков.

О том, что Visa проявляет интерес к российскому рынку мобильного банкинга, стало известно еще в прошлом году.

Компания активно продвигает эти услуги и в Западной Европе, и в Америке, и в Азии, и быстрорастущий отечественный рынок для Visa - несомненно, лакомый кусочек. Весной руководство Сбербанка сообщило о том, что его совместный проект с Visa стартует в начале 2006 года. От дополнительных комментариев стороны до сих пор воздерживаются. Инициатива западных компаний сдерживается российским законодательством, в котором не указывается, что сотовая связь может использоваться в качестве средства для перевода денежных средств.

Впрочем, одной из отечественных компаний удалось обойти эту лакуну в законодательстве. С системой SimMP, которая уже несколько лет работает в России, сейчас сотрудничает около ста российских банков. Эта система разработана компанией "Центр финансовых технологий" (ЦФТ) и работает с банками по принципу аутсорсинга финансовых и информационных услуг, предоставляя им технологическую платформу для мобильного банкинга. Как рассказал "Бизнесу" директор по развитию системы SimMP Роман Матусевич, для того чтобы подключиться к системе, клиенту банка достаточно получить SIMкарту со специальным банковским приложением SimMP.

При этом номер телефона остается прежним, а SIM-карта привязывается в банке к счету клиента. Подключившись к сервису, абонент получает возможность отправлять в банк SMS-сообщения с распоряжением списать определенную сумму со своего счета на счет продавца. Схема платежа проста: абонент получает в специальном SMS-сообщении счет на оплату (это самый обычный счет с суммой и указанием поставщика, только в электронном виде), затем вводит PINкод банковского приложения, в результате чего сообщение подписывается электронной подписью, аналогом собственноручной подписи клиента, и передается в банк. Банк перечисляет деньги со счета клиента на счет продавца. За эти услуги клиент платит банку абонентскую плату около 30 рублей. ЦФТ получает прибыль за счет взносов банков, величину которых в компании открыть отказались.

Как заявляет Матусевич, помимо сотовой связи клиенты банков, работающих с SimMP, могут оплачивать коммунальные услуги, городской телефон, междугородние переговоры, охрану квартиры, интернет. С мобильного телефона вместо пластиковых карт и наличных, по его словам, можно рассчитываться в кинотеатрах, такси, ресторанах. Поскольку в этом случае клиент оперирует именно с банковским счетом и именно банк совершает все переводы средств, уточняет Матусевич, никакого нарушения законодательства не происходит.

Впрочем, опять же с помощью мобильного телефона абонент может оплачивать услуги только тех организаций, которые подключились к SimMP.

Поэтому пока система активно работает в основном на территории Сибири. Чтобы развиваться дальше, ЦФТ необходимо заключать договоры о сотрудничестве с сотовыми операторами.

Но если с региональными представительствами у компании вопросов не возникает, то центральные офисы операторов пока не слишком охотно идут на контакт. Как заявил "Бизнесу" руководитель департамента по связям с общественностью МТС Павел Нефедов, компания неоднократно изучала предложения ЦФТ о присоединении к системе, но соглашение пока не подписано. На условиях анонимности "Бизнесу" в одной из сотовых компаний объяснили: операторов не совсем устраивает тот уровень безопасности, который обеспечен в SimMP. Но Матусевич говорит о том, что личный "банковский" PINкод, который необходимо ввести для проведения операции, проверяется непосредственно SIM-картой и никогда не передается по каналам связи. При неверном наборе PIN-кода три раза подряд карта и доступ к банковскому счету автоматически блокируются. Впрочем, в сотовых компаниях не скрывают,что им было бы интереснее работать с крупным западным игроком, и ждут, что сможет предложить им Visa.

Деловая газета "Бизнес"