02.08.2005

Сверим цены. Подразделение Yahoo! запустило новый сервис для сравнения цен на самые разные товары при помощи мобильного телефона



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Подразделение Yahoo!, работающее в Великобритании, запустило новый сервис для сравнения цен на самые разные товары при помощи мобильного телефона.
Строго говоря, сервис этот можно довольно условно называть новым, поскольку создан он на базе давно существующего проекта Kelkoo.co.uk, принадлежащего Yahoo!. Kelkoo содержит большую базу товаров и магазинов, их продающих, а пользователи могут выбирать лучшую цену на понравившийся телефон или машину. Фактически Yahoo! предоставляет еще один путь доступа к этой базе: при помощи мобильного телефона, а именно через WAP. Конечно, можно было и раньше с помощью какого-нибудь смартфона зайти на сайт Kelkoo, найти наиболее приятную цену на нужный товар и, в большинстве случаев, сразу и заказать его в интернет-магазине. Но обладателей смартфонов не так много, а WAP поддерживают фактически все телефоны, которые сейчас есть на рынке, а значит и потенциальная аудитория у этого проекта Yahoo! значительно расширяется.
О том, чтобы запустить некий подобный сервис по мобильному сравнению цен в России разговоры ходят уже почти год, а то и больше. Реализация проекта упирается в первую очередь в недостаток информационной базы. Казалось бы, наиболее логично построить мобильный сервис, аналогичный Kelkoo, на базе существующих в рунете систем сравнения цен наподобие Яндекс.Маркета или Рамблер-покупки. К этим системам подключены почти все интернет-магазины, товарная база огромна, список товарных категорий тоже неплох. С товарами, которые традиционно хорошо продаются через интернет (как то: книги, диски, разная недорогая техника и т. д.),- все в порядке, они представлены десятками магазинов и действительно можно выбирать. Если же взглянуть на Яндекс.Маркете - в категории "Легковые автомобили" выставлены 57 машин. Но все одной марки, от одного автосалона. А ведь люди хотели сравнить цены у разных продавцов, не так ли?
То есть можно обобщить: проблема российских интернет-систем по сравнению разнообразных товаров в том, что они фактически ограничены только интернет-магазинами. А между тем люди, как это ни странно, склонны жить в реальном мире и покупать товары в настоящих магазинах, стоять в небольших очередях и щупать кнопочки у телефона, прежде чем его купить. Та же Kelkoo в категории легковых автомобилей предлагает выбор из десятков марок машин от такого же количества автодилеров, и там действительно можно выбирать. Впрочем проблема, по большому счету, не в рунете, а в компаниях. Ничто не мешает автодилерам начать участвовать в том же Яндекс.Маркете. Но понимания, что это необходимо, у них нет, они используют другие методы для увеличения продаж. А это в свою очередь связано с относительно небольшим объемом интернет-аудитории в России.
Фактически, выходов из этой ситуации три. Первый - ждать просветления в среде рекламодателей, продавцов "неонлайновых" товаров. Второй - создавать систему сравнения стоимости (да и качества - путем отзывов покупателей), изначально ориентированную на мобильные технологии. И третий - объединять базы данных различных тематических интернет-проектов, услугами которых пользуются продавцы тех или иных товаров. Первый путь требует терпения и времени, второй довольно больших денег, третий - времени и высокоразвитого искусства общения. Победит, наверное, или второй, или третий. Но что-то должно появиться, потому что люди хотят покупать по лучшей цене, а возможность быстро о ней узнать дает только сочетание интернета и мобильных технологий.


Деловая газета "Бизнес"