14.07.2005

Банк "Союз" поменяет автомобили на бумаги



Вчера рейтинговое агентство Moody`s присвоило первому траншу еврооблигаций банка "Союз" рейтинг на уровне странового. Это первый случай, когда банковский еврозаем будет обеспечен портфелем выданных банком кредитов на приобретение автомобиля.

Рейтинговое агентство Moody`s оценило вчера первый транш еврооблигаций "Союза" на уровне суверенного рейтинга России. В ближайший понедельник банк намерен начать роуд-шоу по размещению этих еврооблигаций, обеспечением по которым выступает портфель автокредитов. Как рассказал Ъ начальник отдела по работе с институциональными инвесторами банка "Союз" Валентин Морозов, предполагается, что объем займа составит $50-55 млн, заем будет разделен на три транша по группам А, В и С – они отличаются сроками и приоритетностью погашения.

Таким образом впервые в России еврозаем будет секьюритизирован потребительскими кредитами, выданными банком. "Это первый случай, когда будет торговаться не один кредит, а пакет кредитов. Таким образом будет обеспечен низкий риск дефолта по всему займу",– считает аналитик МДМ-банка Артур Аракелян.

Держатели бумаг класса А, составляющих 88% объема займа, вместе с купонным доходом сразу начнут получать и часть долга. По бумагам класса В, объем которых составит не больше 8% займа, будет выплачиваться только купонный доход, и погашаться они будут частями после погашения бумаг класса А. Транш класса С облигаций "Союза" будет иметь наибольшую доходность, но доход по ним держатели смогут получить только после всех выплат по первым двум траншам. Еврооблигации Russian Auto Loan Finance имеют плавающую купонную ставку, привязанную к LIBOR.

По словам Валентина Морозова, банк рассчитывает продать транш А по цене одномесячного LIBOR+1,5-2%. Однако участники рынка назвали такую оценку "слишком оптимистичной": по их мнению, потенциальным инвесторам будет сложно оценить кредитное качество не единственного заемщика, у которого нет конкретных численных характеристик. Начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов назвал обеспечение, предлагаемое "Союзом", "достаточно рисковым". "Но такой инструмент найдет своих инвесторов, если будет предложена привлекательная доходность",– добавил он. Отметим, что ранее еврооблигации на сумму $225 млн выпустил Росбанк, но они, в отличие от еврооблигаций "Союза", были обеспечены потоком платежей по карточкам международных платежных систем (см. Ъ от 18 октября 2004 года). Управляющий директор департамента инвестиционно-банковских услуг Росбанка Антон Пак по достоинству оценил новый метод секьюритизации автокредитов под выпуск евробумаг "Союза": "Для российского финансового рынка это перспективный продукт, позволяющий как удешевлять стоимость финансирования, так и полностью продавать соответствующий кредитный портфель". Правда, Росбанк, по признанию Антона Пака, пока не планирует привлекать деньги таким способом.

Аналитики рынка долгов указывают на то, что при формировании такого продукта очень важен юридический аспект. Начальник управления международного сотрудничества Пробизнесбанка Михаил Завгородний сказал корреспонденту Ъ: "В прошлом году мы также рассматривали вопрос секьюритизации банковского кредитного портфеля и пришли к выводу, что подобные сделки в российском законодательстве юридически не проработаны. В частности, сейчас проблематично осуществить true sale (справедливую продажу)".

ЮЛИЯ Ъ-ЧАЙКИНА, КИРИЛЛ Ъ-ЯЧЕИСТОВ

КоммерсантЪ