22.06.2005
TNS Gallup Media Asia

Предпочтения жителей Казахстана при покупке пива. Краткий обзор



Пиво - популярный среди населения слабоалкогольный напиток. Он был любим всеми при любом уровне дохода. Однако по данным исследования MMI* в 2004 году по сравнению с 2003 годом в потреблении пива среди казахстанцев произошло незначительное падение: с 63,6% до 62,0%**.

Интересные изменения наблюдаются в предпочтениях казахстанцев при покупке пива.

По упаковке по-прежнему популярна стеклянная бутылка объемом 0,5 литра - 67,0%*** любителей пива отдали предпочтение именно ей. Но по сравнению с 2003 годом предпочтение этого вида упаковки пива снизилось на 7,8% (см. Таблицу 1). Значительно выросло предпочтение казахстанцами жестяных банок любого объема (от 0,33 литра до 1 литра) - на 10,9% и составило 23,5%. Наряду с этим произошел рост числа тех любителей пива, кому совершенно безразлично, в какой упаковке находится их любимый напиток - на 3% - до 17,1%. Стеклянные бутылки по 0,33 литра и более 0,6 литра в 2004 году пользовались той же популярностью, что и в 2003 году.

Таблица 1. Предпочтение по упаковке пива, 2003 - 2004гг.

Предпочтения по упаковке пива 2003г. 2004г. Разница по сравнению с 2003г., %
В стеклянных бутылках 0,5 л 74.8 67.0 -7.8
Не имеет значения 14.1 17.1 3.0
В жестяных банках 0,5 л 7.1 15.1 8.0
В стеклянных бутылках 0,33 л 8.0 9.0 1.0
В жестяных банках 0,33 л 4.6 6.6 2.0
В пластиковых бутылках 3.5 3.0 -0.5
В стеклянных бутылках объемом 0,6 л и больше 1.1 2.1 1.0
В жестяных банках 1 л 0.9 1.8 0.9

Как и в 2003 году наиболее популярный объем при покупке пива 0,5 литра - его предпочитают покупать 29,3% респондентов (см. Таблицу 2). Вторым по популярности объемом покупаемого пива является 1 литр - 27,8% респондентов предпочитают за раз купить именно этот объем. По сравнению с предыдущим годом количество респондентов по этим градациям осталось практически на том же уровне. Но вместе с тем уменьшилось количество респондентов покупающих за один раз более одного литра пива на 3,9% по сравнению с 2003 годом и составило 24,4%, а также произошел рост тех респондентов, которые сами пиво не покупают - на 3,8% и составили 16,5%.

Таблица 2 Покупка пива за один раз, 2003 - 2004гг.

Покупка пива за один раз 2003г.,% 2004г.,% Разница по сравнению с 2003г., %
0,5 литра 29.6 29.3 -0.3
1 литр 27.9 27.8 -0.1
Не покупаю сам 12.7 16.5 3.8
1,5 литров 11.8 11.3 -0.5
2 литра 9.9 8.4 -1.5
3 литра 4.2 2.7 -1.5
более 3 литров 2.4 2.0 -0.4
0,3 литра 1.6 2.0 0.4

При всем разнообразии ассортимента пива все меньше потребителей покупают данный напиток "как получится" (на 2,1% меньше по сравнению с 2003г.) и растет доля тех, кто ориентируется на 1-3 определенные марки (см. Таблицу 3). Так, количество потребителей пива, ориентирующихся на одну определенную марку, выросло по сравнению с 2003 годом на 0,4%, составив тем самым 21,7%, а количество тех, кто при покупке ориентируется на 2-3 определенные марки, выросло на 1,7% и составило 54,5%.

Таблица 3.Ориентация при покупке пива на его марку, 2003 - 2004гг.

Ориентация на марку 2003г.,% 2004г.,% Разница по сравнению с 2003г., %
Покупаем 2-3 определенные марки 52.8 54.5 1.7
Покупаем, как получится 25.9 23.8 -2.1
Покупаем одну определенную марку 21.3 21.7 0.4

Таблица 4. Ориентация при покупке пива на его цену и качество, 2003 - 2004гг.

Ориентация на цену / качество 2003г.,% 2004г.,% Разница по сравнению с 2003г., %
Качество 81.4 79.4 -2.0
Цена 18.6 20.6 2.0

Благодаря налаженной дистрибуции различных товаров в магазины и супермаркеты нашей республики выросло количество людей, приобретающих пиво в магазинах и супермаркетах, на 2,7% и составило 79,7% (см. Таблицу 5). В то же время снизилось количество казахстанцев, покупающих свой любимый слабоалкогольный напиток в киосках или на базарах на 3,1%, и составило 19,7%.

Таблица 5. Ориентация при покупке пива на место его покупки, 2003 - 2004гг.

Ориентация на место покупки 2003г.,% 2004г.,% Разница по сравнению с 2003г., %
Покупаем чаще всего в магазине/супермаркете 77.0 79.7 2.7
Покупаем чаще всего на базаре 12.5 10.5 -2.0
Покупаем чаще всего в киоске 10.3 9.2 -1.1
Покупаем чаще всего с рук 0.2 0.6 0.4

Таким образом, по сравнению с 2003 годом при покупке пива в 2004 году наблюдаются следующие изменения:

  • растет предпочтение жестяных банок пива;
  • падает количество покупаемого за один раз пива;
  • растет доля казахстанцев, ориентирующихся на определенные марки;
  • при покупке пива растет значимость его цены;
  • растет число потребителей пива, осуществляющих покупку в магазинах и супермаркетах.

*Объем выборки исследования MMI (сентябрь' 2003) составляет 2436 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.
Объем выборки исследования MMI (сентябрь' 2004)составил 2350 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.

** Данные рассчитаны от населения в целом.

*** Данные рассчитаны от потребителей пива.



TNS-GLOBAL.KZ