15.06.2005

Маршрутки заплатят за освоение космоса



ПАВЕЛ МОРОЗ
ВЛАДИМИР СТЕПАНОВ
АНДРЕЙ КУЗЬМИН

Каждое транспортное средство с 2006 года обойдется на $2-3 тыс. дороже
Правительство России нашло способ частично окупить расходы на поддержание спутниковой группировки страны. С 1 января 2006 года все новые средства общественного транспорта, в том числе маршрутки, должны быть подключены к российской глобальной системе ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Расходы на подключение, разумеется, лягут на транспортные компании.
Вчера стало известно, что российское правительство своим постановлением от 9 июня 2005 года (№365) фактически обязало до 1 января 2006 года оснастить весь пассажирский, морской и воздушный транспорт, а также космические средства и транспорт для перевозки опасных грузов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Кроме того, терминалы систем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с 1 января 2006 года обязательны при проведении геодезических и кадастровых работ. Морские и речные суда, имеющие аппаратуру спутниковой навигации GPS, должны перейти на ГЛОНАСС до 1 января 2009 года. Как пояснили "Бизнесу" в пресс-службе Минтранса, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС будут оснащены все транспортные средства: такси, маршрутки, поезда, теплоходы и самолеты. В ряде регионов городской транспорт уже сейчас оборудован системой глобального позиционирования. А с 1 января 2006 года это станет обязательным для всех новых транспортных средств, по крайней мере, в богатых регионах, уточнили в Минтрансе.
Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко отмечает, что это постановление надо рассматривать в первую очередь как "политическое решение власти, которая заботится о своей национальной безопасности". "ГЛОНАСС - одна их тех тем, которые Россия должна "вытянуть", чтобы сохранить национальный суверенитет. Таких направлений всего два: силы ядерного сдерживания и космос со связанной с ним навигацией". Источники "Бизнеса" в аэрокосмической отрасли уверены, что ГЛОНАСС не дешевле европейской системы "Галилео", развертывание которой обошлось в 3 млрд евро, а поддержание в рабочем состоянии стоит 200-300 млн евро в год.
Частично расходы на ГЛОНАСС и предлагается перенести на транспортников. Они уверены: это решение пролоббировано эксплуатантами ГЛОНАСС. "Специальное навигационное оборудование есть на всех наших теплоходах, которым это необходимо. Без этого оборудования теплоход просто не допустят к навигации,- говорит и. о. генерального директора Столичной судоходной компании Евгений Власов.- О необходимости использования именно аппаратуры ГЛОНАСС я впервые слышу, никаких документов из правительства нам не приходило. Но если это так, то, похоже, речь идет о циничном лоббировании интересов ФГУП "Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения"". "Нам система ГЛОНАСС вообще не нужна",- говорит гендиректор компании "Московский банкетный флот" Денис Помогалов. Введение ГЛОНАСС - это выкачивание денег, считает он.
Решение правительства вызывает недоумение даже в госкомпаниях. "Непонятно, для чего нам эта система. Понимаю, может заблудиться автомобиль или корабль, но поезд?! - удивляется собеседник "Бизнеса" в отделе заказа новых пассажирских вагонов федеральной пассажирской дирекции РЖД.- У нас есть своя система слежения за подвижным составом, развитая диспетчерская система. Если решение принято, его, конечно, придется исполнять. Но куда девать старые системы?"
Едва ли не больше всех от решения правительства пострадает "Автолайн" - крупнейшая частная компания в области городских перевозок: рано или поздно ей придется оснастить терминалами ГЛОНАСС все маршрутки. В компании не отрицают необходимости внедрения систем спутниковой навигации, однако указывают на то, что уже разработали и начали внедрять свою собственную. "Убытки от установки ГЛОНАСС на наши такси я затрудняюсь даже оценить",- говорит пресс-секретарь "Автолайна" Екатерина Герасимова.
В настоящее время двухстандартные приемники ГЛОНАСС/GPS производятся в России в небольшом количестве. Крупнейшим производителем терминалов является Российский институт радионавигации и времени в Санкт-Петербурге. При этом российский аппарат для спутниковой навигации весьма не дешев: приемник, антенна и комплект электронных карт обойдутся в $2-3 тыс. "Стоимость систем явно завышена",- уверен Денис Помогалов. Системы GPS, устанавливаемые, например, на теплоходах класса "река-море", стоят от $1,5 тыс., говорит он.


Деловая газета "Бизнес"