08.06.2005
romir monitoring

ROMIR представил результаты исследования потребительских предпочтений на рынке сотовой связи



Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring продолжает публикацию результатов исследования, посвященного изучению потребительских предпочтений на рынке сотовой (мобильной) связи. Последняя волна исследования проводилась в апреле текущего года. В опросе приняли участие 1600 респондентов в возрасте от 18 лет и старше в более чем 100 городах и населенных пунктах России. Выборка репрезентативна для взрослого населения РФ. Максимальная статистическая погрешность не превышает ±3%.
Согласно результатам исследования, доля "мобильных" россиян в апреле этого года достигла 47%. В феврале 2004 года, когда проводилась первая волна исследования, мобильным телефоном пользовался каждый четвертый россиянин. К июню прошлого года число пользователей мобильными телефонами достигло 31-32%. В январе же этого года, как показали результаты опроса, мобильными телефонами пользовались уже 40% россиян.
Кто же они, эти мобильные россияне? И как изменялся портрет отечественного абонента сотовых сетей за последние месяцы?
Согласно результатам апрельского исследования, 51% пользователей мобильной связью составляют мужчины, а 49% - женщины. Ровно половину всех отечественных пользователей мобильными телефонами составляют молодые люди от 18 до 34 лет. Каждому четвертому абоненту сотовых сетей уже исполнилось 35 лет, но он еще не перешагнул 45-летний рубеж. Каждому пятому пользователю от 45 до 59 лет. И, наконец, 6% пользователей составляют пожилые люди от 60 лет и старше.
Почти три четверти пользователей сотовой связью (71%) имеют среднее или средне специальное образование. Каждый четвертый абонент (26%) получил диплом о высшем образовании. Доля пользователей с начальным или неполным средним образованием не превышает 3%.
В ходе исследования было также установлено, что более половины (53%) всех пользователей мобильными телефонами считают свой доход высоким. Более трети опрошенных (37%) относят себя к среднедоходной группе. Свой доход назвали низким 10% абонентов.
География пользователей сотовой связью по результатам апрельского исследования выглядит следующим образом. Каждый четвертый абонент (26%) проживает в Центральном федеральном округе, по 19% - в Южном и Приволжском. Каждый десятый пользователь мобильным телефоном проживает в Сибирском (12%), Уральском (10%) либо Северо-Западном (9%) регионах. Пользователи Дальнего Востока составляют 5% от всех мобильных россиян.
Десять месяцев назад, в июне 2004 года, портрет российского пользователя мобильной связью выглядел несколько иначе. Так, например, в прошлом году мобильные россияне были чуть моложе. Абоненты до 35 лет составляли 56% от общего числа пользователей. Каждому пятому абоненту (21%) было от 35 до 44 лет. 17% пользователей составляли респонденты в возрасте от 45 до 59 лет. На пенсионеров приходилось не более 4% пользователей.

* % от всех пользователей мобильной связью

% от всех пользователей мобильной связью


В июне 2004 года иначе распределялся уровень доходов пользователей мобильной связью. Так, среди всех абонентов сотовых сетей чуть больше трети (36%) составляли люди с высоким уровнем дохода, 42% имели средний доход, а 22% считали, что имеют низкий доход.
Однако за последние девять месяцев изменилась общая картина распределений пользователей мобильной связью по регионам России. На приведенной гистограмме видно, как изменились распределения по федеральным округам.

* % от всех пользователей мобильной связью

% от всех пользователей мобильной связью


Так, в общей картине мобильной России неизменными остались доли, приходящиеся на Сибирский (12%) и Дальневосточный (5%) федеральные округа. Центральный федеральный округ, на долю которого летом прошлого года приходилось 29% всех российских пользователей мобильными телефонами, в апреле немного сдал позиции - до 26%. Также сократились доли Приволжского (с 22% до 19%) и Северо-Западного (с 11% до 9%) округов. Зато увеличение количества абонентов в Южном и Уральском регионах привело к увеличению на 3-4 процентных пункта их долей в общей мобильной картине страны.
Таким образом, последним штрихом к портрету современного пользователя мобильной связью можно считать следующую выявленную тенденцию. Число пользователей мобильной связью в России не просто растет, а увеличивается качественно. Абоненты становятся более зрелыми. Как показывают результаты исследования, за прошедшие девять месяцев возросла совокупная доля пользователей в возрасте от 35 лет и старше. Одновременно в чертах нынешнего пользователя мобильным телефонов стало меньше столичности за счет перераспределения долей абонентов в пользу Южного и Уральского округов.