14.05.2005

"Валдай" забуксовал. ГАЗ проиграл "серым" иномаркам



ЮЛИЯ КАРУЛИНА
АНДРЕЙ КУЗЬМИН


ГАЗ объявил о двукратном снижении плана производства среднетоннажных грузовиков "Валдай": в этом году будет произведено не 7 тыс. автомобилей, а лишь 3 тыс. По мнению экспертов, на спад повлияли непродуманная маркетинговая политика ГАЗа, рост цен на энергоносители и сталь, а также всплеск "серого" импорта.
Как заявил вчера "Интерфаксу" первый заместитель генерального директора торгового дома "Русские машины" (сбытовая структура ГАЗа) Виктор Масленников, план производства "Валдая" "скорректирован" с 7 тыс. до 3 тыс. Официальная причина в том, что "автомобиль проходит эксплуатационные испытания".
По мнению директора по маркетингу торгового дома ЗИЛ (выпускает конкурента "Валдая" - "Бычок") Виктора Новоченко, ГАЗ изначально переоценил возможности "Валдая". По его словам, продажи отечественных коммерческих автомобилей в этом сегменте упали в первом квартале этого года на 14-30%. К этому привели рост цен на энергоносители и сталь, введение с 1 января экологического стандарта "Евро-2", а также агрессивный рост "серого" импорта. "По нашим данным, за 2004 год только через дальневосточную таможню было ввезено 40 тыс. подержанных грузовиков",- сказал Новоченко. Речь идет о праворульных японских моделях, которые, как уже писал "Бизнес", серьезно конкурируют на рынке с новыми отечественными автомобилями.
Кроме того, "Валдай" заметно проигрывает в цене другим среднетоннажникам производства ГАЗа: моделям 3307, 3308 и 3309 (в просторечии - "Газонам"). "Разница в 70-80 тыс. руб. очень чувствительна для коммерческих автомобилей",- говорит Новоченко.
Директор по связям с общественностью "Руспромавто" (холдинг, владеющий ГАЗом) Владимир Торин признался "Бизнесу", что на сокращение производства, возможно, повлияла переоценка рынка грузовиков этого класса. ""Валдай" - это новая разработка, и предполагаемый объем продаж было довольно сложно просчитать. Назвали цифру "семь", но с таким же успехом можно было сказать "десять" или "три". На самом деле "Валдай" - очень перспективный автомобиль, и интерес к нему у покупателей есть",- заметил Торин. Впрочем, цифры говорят об обратном: по данным ТД "Русские машины", за первые четыре месяца нынешнего года продано лишь 130 "Валдаев", а в мае планируется реализовать лишь около 70 машин.
"Маркетинговая политика ГАЗа мне не всегда понятна",- комментирует эти факты аналитик компании "Тройка-Диалог" Гайрат Салимов. По его словам, решение о выходе на рынок в столь узком сегменте, как среднетоннажные грузовики,- далеко не очевидное. "На мой взгляд, более перспективным направлением является сегмент автомобилей грузоподъемностью до тонны, где ГАЗ мог бы составить конкуренцию пикапу ИЖ-2717",- заметил Салимов.
По мнению аналитика, заявление о сокращении производства "Валдаев" не повлияет на цену акций ГАЗа в преддверии выхода завода на IPO. "Разница в 3-4 тыс. автомобилей "Валдай" некритична, и потери в валовой марже в несколько миллионов долларов при ежегодных объемах продаж $1,5 млрд для завода несущественны",- считает Салимов. Впрочем, по его мнению, точнее потери ГАЗа оценить трудно, так как компания является "достаточно закрытой".


Деловая газета "Бизнес"