29.04.2005

Играем мобильно. Мобильные телефоны стремительно превращаются в монструозные агрегаты



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Мобильные телефоны стремительно превращаются из переносных трубок для разговоров в монструозные агрегаты, стремящиеся вобрать в себя все возможные функции электронных устройств. Тосты разной степени поджаристости пока, правда, не делают, но в остальном развлекают людей как могут. В частности, играми.
Конечно, сейчас игры для мобильных телефонов графикой и сложностью вызывают разве что ностальгию по первым компьютерам и приставкам типа Денди. Ни в какое сравнение, конечно, не идут с последними компьютерными играми. Но ведь люди играют, причем по всему миру, постоянно и все больше и больше. В России, по данным SmartMarketing, за 2004 год было продано 5,3 млн экземляров игр для мобильных телефонов. В деньгах это примерно $12,21 млн. А в следующем году та же компания обещает рост продаж на 150-170%. Производители телефонов на волне популярности мобильных развлечений выпускают трубки, все более приспособленные для игр. Первым "игрофоном" был N-Gage от Nokia, сейчас же почти все компании или начали выпускать, или анонсировали выход телефонов с 3D ускорителями. Люди хотят игр, красивых и разных, и готовы платить: за сами игры, за дорогие телефоны, которые будут давать более красочную картинку. Начав играть в простые игрушки, идущие "по умолчанию" в телефоне, многие привыкают и переходят на платные версии, начиная скачивать по нескольку игр в месяц. В среднем игры стоят около $2, поэтому многие потребители легко расстаются с такой суммой ради возможности развлечься по дороге в метро.
Как-то сложилось мнение, что в игры, в том числе на мобильниках, играют больше мужчины. И контент-провайдеры ориентируются в первую очередь именно на эту аудиторию. Беглый просмотр нескольких сайтов, где доступны игры для скачивания, покажет, что львиная доля представленных игрушек - это драки, стрелялки, гонки. Мужские то есть. Между тем все исследования последнего времени доказывают производителям, что женщины играют ненамного реже мужчин, а в США они составляют 58% телефонных игроков.
В России, впрочем, женщины играют чуть меньше (38% против 62% игроков-мужчин). Но еще не вечер, и вскоре ситуация может измениться. Игры для мобильных телефонов пришли в Россию позже всех остальных видов мобильного контента. Сначала были мелодии и картинки для телефонов, только потом игры. По разным данным, сейчас в игры на мобильниках играют около 4-6% российских обладателей мобильных телефонов. Несоизмеримо мало по сравнению с техно-помешанными Японией, Кореей и Китаем, где в игры на мобильниках режутся почти 50 млн человек и, соответственно, зарабатывают на них несравнимо больше денег все участники. Каждые $2-3, которые стоит игра, делятся на несколько кусочков. Один - за лицензию разработчикам игр, второй - их распространителям, третий - операторам сотовой связи, через которых проходят и платежи, и сами игры. Это обладатели первых кусков "пирога". Но, естественно, в итоге получают прибыль и медиа, размещающие рекламу, которая необходима для постоянного притока новых игроков, и разработчики технологий для обеспечения работы сервисов. По мере развития рынка появляются и совсем небольшие компании или даже частные лица - реселлеры, которые налаживают поток заказов для контент-провайдера за определенный процент - обычно около 20% с каждой транзакции. В деньгах получается примерно $0,40 с каждой игры, но зато не надо договариваться с издателями игр, сотовыми операторами, надо просто - так или иначе - привлекать игроков. По большому счету это всего лишь партнерская программа, которая чаще всего не приносит больших денег, но как дополнительный заработок для какого-нибудь студента-вебмастера вполне достаточна. К тому же вместе с ростом интернета и популярности мобильных игр будут увеличиваться и доходы даже от реселинга за 40 центов. А в России ни интернет, ни мобильные игры пока не собираются снижать темпы роста.

От искусственных мускулов до говорящих ручек

Людям свойственно постоянно что-то выдумывать. Они получают от этого удовольствие. Удовольствие становится абсолютным, когда другие люди им за эти выдумки начинают платить.
Мышцы домашнего изготовления
Мохсен Шахинпур (Mohsen Shahinpoor), профессор из Нью-Мексико, стал не только изобретателем, но и предпринимателем. Он создал мускулы из тефлона и других синтетических материалов, которые являются хорошими проводниками и отличными сенсорами. Однако пока что Шахинпур и его компания Environmental Robots, расположенная в Альбукерке, не имеют права использовать свое изобретение в медицинских целях, так как ждут от управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) одобрения. Но это не мешает им продавать свой искусственный мускульный материал по всей стране исследовательским группам, занимающимся разработкой нанотехнологий. Кроме того, Шахинпур продает по $79 наборы, которые позволяют людям создать искусственные мускулы в домашних условиях.
Бабушкин архив
В Хайлэнд-Парке, штат Иллинойс, есть компания Digital Silo, которая может перевести все домашние видеозаписи в цифровой формат. Старые фильмы и домашнее видео можно хранить на более современных и долговечных носителях, например, на DVD-дисках. Это позволит убрать, наконец, в чулан старую технику, которая только собирает пыль. Еще одна услуга Digital Silo - хранение и онлайн-доступ к видеозаписям с камер слежения. Вашей бабушке нужен только выход в интернет и пароль к персональному защищенному сайту, чтобы она смогла войти в систему и посмотреть, чем заняты дети. Видеоразговоры стоят от $45 за час.
Не просто ручка
Компания LeapFrog из Эмиривилла, штат Калифорния, создала ручку-компьютер(Pentop), которая выглядит как электронная зубная щетка. Приспособление стоимостью $99 может быть использовано для перевода слов на другие языки, сочинения музыки и решения математических задач. Ручка, названная FLY, взаимодействует со специальной бумагой FLY, имеющей особое интерактивное покрытие. Пользователи пишут этой ручкой на специальной бумаге, а компьютер распознает слова и изображения. Этот процесс во многом похож на работу карманных компьютеров PalmPilot. Ручка умеет озвучивать голосом результаты математических вычислений. К примеру, пользователь рисует на специальной бумаге калькулятор, производит подсчет, а ручка говорит ответ.
Онлайн-ароматерапия
Японский производитель электроники Mirapro разработал ароматический генератор, который выглядит как хрустальный шар и снабжен распылителем для смесей запахов лаванды, сандалового дерева, лемонграсса и других ароматических масел. Японский интернет-провайдер NTT Communications проводит в Токио эксперимент, в ходе которого просит людей присылать дату своего рождения на сайт, который запускает генератор для создания душистой смеси.
Еще меньше
Компания Peppercoin из города Уолтхэм, Массачусетс, считает, что следующим большим открытием в мире финансовых услуг станут микроплатежи, то есть платежи до $5. Peppercoin производит программное обеспечение для счетчиков платы за парковку, торговых автоматов, киосков, музыкальных и кофейных автоматов, которое призвано упростить процесс внесения денег. Компания начала сотрудничать с Reino Parking Systems из Аламеды, Калифорния, чтобы создать счетчики с программным обеспечением Peppercoin и обтекаемым, футуристическим дизайном, которые будут принимать кредитные карты, дебетовые карты и даже оплату по телефону.
По материалам журнала Inc



Деловая газета "Бизнес"