29.04.2005

Тяжело быть третьим. "Мегафон" рассказал о своих доходах



КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ

Из операторов "большой тройки" "Мегафон" оказался самым довольным результатами своей работы в 2004 году. Чистая прибыль компании выросла в два раза, а доход на одного абонента оказался самым высоким. Но конкуренты намекают, что гордиться особо нечем: легко расти, пока ты маленький.
Вчера "Мегафон" огласил неаудированные результаты своей работы за 2004 год. Выручка оператора по US GAAP выросла на 81%, до $1,48 млрд. Лучше всего по сравнению с конкурентами выглядит рост чистой прибыли компании. Если у "Вымпелкома" и МТС она увеличилась в полтора раза, то у "Мегафона" - в два раза. Оператор отказывается указывать точные показатели своей прибыли, но раньше генеральный директор Сергей Солдатенков называл цифру в $200 млн. Впрочем, по сравнению с прибылью той же МТС ($1 млрд) это весьма скромный показатель. Пресс-секретарь "Вымпелкома" Юлия Остроухова говорит, что громко говорить о росте такой доходности - все равно что гордиться тем, что имея рубль, получил два. "Мы рады успеху "Мегафона",- говорит она,- но по сравнению с "Билайном" и МТС они находятся в далеком проигрыше".
Но в самом "Мегафоне" подсчитали, что столь динамичный рост позволил компании получить 20% (или на 4% больше, чем в 2003 году) от общей выручки сотовых операторов России. На долю МТС, считают аналитики "Мегафона", приходится 41% выручки (в 2003 году - 43%), "Вымпелкома" - 28% (27% в прошлом году).
Сергей Солдатенков с радостью комментирует такую эффективность компании: "В то время как наши конкуренты ведут борьбу за долю на рынке, мы концентрируемся на доходности и избегаем ценовых войн". Цену минуты в "Мегафоне" оценивают как очень высокую по рынку - $0,075. С этим категорически не согласна Юлия Остроухова: "Всем известно, что "Мегафон" демпингует, наши данные показывают, что в регионах их расценки на 30% меньше, чем у других операторов". Только в Санкт-Петербурге, Самаре и Екатеринбурге, говорит она, цена минуты у "Мегафона" выше конкурентов. Но Евгений Голосной из "Тройки Диалог" считает, что компания ведет вполне взвешенную ценовую политику.
Впрочем, в этом году "Мегафон" явно намерен увеличить расценки на свои услуги. "Сейчас мы продаем услуги дешевле, потому что их качество хуже, чем у конкурентов. В этом году мы его значительно улучшим, прежде всего в столичном регионе. Почему тогда мы должны предлагать их дешевле, чем конкуренты?" - рассуждает Сергей Солдатенков.
Как свое достижение "Мегафон" преподносит и более медленное, по сравнению с МТС и "Вымпелкомом", снижение доходности абонентов - на 19% в течение прошлого года. ARPU (средний доход на одного абонента) оператора в прошлом году составило $12,4 (у "Билайна" - $10,2, МТС - $11,2). В четвертом квартале, заявил Сергей Солдатенков, абоненты "Мегафона" были самыми прибыльными. Впрочем, аналитики указывают на то, что столь высокое ARPU оператор мог обеспечить за счет консервативной политики учета клиентов, когда не пользующийся услугами клиент удаляется из базы "Мегафона" через три месяца.
Видимо, на эту же консервативную политику стоит кивать "Мегафону", оправдывая более чем скромный рост абонентской базы - всего на 13% (или на 7,2 млн человек). В конце прошлого года у "Мегафона" было 13,6 млн клиентов, что в 2-2,5 раза меньше первых двух мест операторской "тройки". Но аналитики радуются и такому росту. "Оператор динамично растет и активно набирает вес на рынке",- считает Евгений Голосной. К концу этого года "Мегафон" планирует набрать не меньше 21-22 млн абонентов.
Остальные прогнозы на год у руководства "Мегафона" тоже весьма радужные. Выручка компании вырастет примерно на $1 млрд, полагает Солдатенков, а инвестиции составят чуть большую сумму - $1,1-1,2 млрд. Таким образом, инвестиции оператора вырастут на 20-25%. Больше всего ($200 млн) "Мегафон" вложит в улучшение качества в столичном регионе.



Деловая газета "Бизнес"