29.04.2005

Дела гробовых мастеров. Доходы гробовщиков сокращались только после кризиса



МАРИНА НОСКОВИЧ

По оценкам экспертов, годовой объем рынка ритуальных услуг в Москве составляет $40 млн. Похоронный бизнес напрямую связан с демографической ситуацией: в год в Москве умирает 130-135 тыс. человек, в последнее время число это принципиально не менялось и вряд ли изменится в ближайшие пять лет. По мере роста уровня жизни и ее продолжительности доходы гробовщиков, как ни странно, не увеличиваются: в столице среди умерших доминируют пенсионеры, люди по определению небогатые. Поэтому похоронным компаниям прежде всего приходится ориентироваться на низкий и средний ценовой сегмент.
В 1996 году правительство Москвы издало распоряжение, согласно которому оказывать полный спектр похоронных услуг (прием заказа и заключение договора на организацию похорон, захоронение и перезахоронение; услуги по кремации; транспортировка тел умерших, изготовление и опайка цинковых гробов) могли только организации, имеющие статус городских специализированных служб по вопросам похоронного дела. При этом основную часть доходов компаний, предоставляющих ритуальные услуги, составляет плата за землю, а на "сопутствующие услуги" (транспорт, гробы и т. д.) приходится лишь треть.
"В последнее время появились фирмы-однодневки, но их доля на рынке несущественна, он по-прежнему распределен между 20 компаниями",- говорит гендиректор ОАО "Последний обряд" Алексей Мачихин.
"По моим подсчетам, ежемесячно в России продается 10 тыс. изделий, включая итальянские и испанские гробы",- говорит гендиректор фирмы "Ли-Мо-Ко" (изготавливает элитные гробы) Сергей Спирин.
В среднем в Москве за год умирают 130-135 тыс. человек. Заведующий лабораторией анализа и прогнозирования смертности Центра демографии и экологии человека Евгений Андреев утверждает, что в обозримом времени число это не опускалось ниже 100 тыс. человек и вряд ли поднимется выше 150 тыс. Однако рассчитывать похоронным компаниям приходится на средний или низкий уровень доходов. "Москва - город очень пожилой, продолжительность жизни здесь очень высокая. Поэтому среди умерших больше всего пенсионеров, то есть людей в большинстве своем не очень состоятельных",- говорит Евгений Андреев.
С ним соглашается сотрудник компании "Кедр": "Сейчас умирает все больше небогатых людей, поэтому и востребована соответствующая продукция".
Цена среднего гроба - 2 тыс. руб. Но есть и более дешевые. "Если похороны происходят за счет муниципальных властей, мы обязаны предоставить гроб, обитый тканью",- говорит Алексей Мачихин из "Последнего обряда".
Участники рынка утверждают, что разброс цен очень велик.
"Если человек говорит, что у него есть всего 4 тыс. на похороны, ему найдут гроб за 500 руб., 500 - место на кладбище, еще тысяча - на автобус и цветы",- поясняет Сергей Спирин.
Цены на элитную продукцию доходят до нескольких тысяч долларов, при этом основную конкуренцию российским элитным гробам составляют иностранные. Практически во всех компаниях есть для ассортимента несколько гробов иностранного производства. Они, впрочем, особой популярностью, по словам участников рынка, не пользуются.
"Заказать из-за границы, конечно, можно, но это бывает очень редко. Когда случилось горе, человеку не до этого, кроме того, по христианским законам нужно хоронить или кремировать через три дня, а доставлять будут долго, так что это практически нереально",- говорит Алексей Мачихин.
А директор еще одной компании, предоставляющей ритуальные услуги, сказал: "По православной традиции гроб должен быть обит тканью. А из-за границы везут лакированные, да еще и слишком дорогие. Они ничем не лучше наших, но за транспортировку приходится платить довольно много, а берут их не очень часто".
Основные разновидности гробов, по словам участников рынка, выглядят следующим образом: простой деревянный, обитый тканью (в среднем от 2 тыс. до 10 тыс. руб.), лакированный ($400-600) и из ценных пород дерева ($1-3,5 тыс.).


Деловая газета "Бизнес"