28.04.2005

Общение напрямую. Болтовня по "аське" доросла до бизнес-инструмента



КСЕНИЯ БОЛЕЦКАЯ
АНАСТАСИЯ ГОЛИЦИНА


В прошлом году по "аське" и ее аналогам в Сети наговорили на $32 млн. Ежегодно этот рынок вырастает вдвое, и к 2008 году, по прогнозам экспертов, составит $121 млн. Какая часть рынка приходится на Россию, неизвестно, подсчет российских пользователей никто не ведет. Лишь Mail.Ru, имеющая собственную "говорилку", заявляет о более чем 200 тысячах ее пользователей. Однако в Рунете виртуальных болтушек и болтунов значительно больше.
Короткий номер - это престижно
В прошлом году объем рынка интернет-пейджеров, по оценкам Radicati Group, составил $32 млн. В ближайшие четыре года, прогнозируют эксперты, он будет расти на 40% в год, и в конце 2008 года составит $121 млн. Немалая доля этого рынка придется на ICQ, или попросту "аську",- один из главных способов общения в Рунете. Хотя, по словам менеджера по PR компании SpyLog Андрея Травина, подсчитать число поклонников говорилок в России технически невозможно, оно в любом случае измеряется несколькими миллионами человек. В мире количество виртуальных болтушек составляет сотни миллионов человек. Яркий пример популярности ICQ в России - торговля в Сети короткими UIN-номерами. Шести- и семизначные номера присваивались пользователям в первые годы появления интернет-пейджера ICQ и поэтому считаются престижными. Сейчас новый номер "аськи" состоит из 11 цифр. Чтобы получить короткий номер, амбициозные пользователи готовы выложить от $50 до нескольких тысяч долларов.
Переход на один язык
Родина ICQ - Израиль. Еще десять лет назад все "живое" общение в Сети происходило на площадках чатов. Усмотрев свободную нишу, четверо молодых компьютерщиков из Израиля создали программу для прямого, без помощи веб-браузера, моментального общения компьютерных пользователей. Основанная ими для коммерциализации разработки компания получила название Mirabilis, а сама программа, первая версия которой была выпущена в ноябре 1996 года, была наречена ICQ (созвучно с английским I seek you - "ищу тебя"). ICQ моментально стала хитом: уже через полгода, причем без особых маркетинговых усилий со стороны разработчиков, число пользователей первого в мире интернет-пейджера перевалило за 800 тыс., а уже летом 1997 года сеть ICQ превратилась в самое крупное сообщество Всемирной Паутины. Еще через год Mirabilis была куплена за $287 млн компанией AOL, хотя у нее был собственный интернет-пейджер - AOL Instant Messenger (AIM). Число его пользователей к началу 1998 года составляло около 10 млн, поскольку он входил в состав популярного тогда Netscape Communicator.
После поглощения Mirabilis термин instant messenger перешел в собственность AOL, а семейство интернет-пейджеров стало стремительно размножаться. Сейчас существуют десятки мелких сетей, но рынок поделен между тремя гигантами в лице AOL (ICQ и AIM), Yahoo! (Yahoo! Messenger) и Microsoft (NET Messenger). Масштабы сегодняшних IM-сообществ несравнимы с серединой 1990-х годов: одно только содружество AIM насчитывает более двухсот миллионов пользователей. IM-клиенты (интернет-пейджеры) перебрались с рабочих столов компьютеров в карманы и портфели - сегодня они работают и в мобильных устройствах, в том числе и сотовых телефонах. А темпы роста этого рынка по-прежнему впечатляют: согласно опубликованной AOL статистике, в прошлом году число сообщений, переданных пользователями ICQ и AIM, удвоилось по сравнению с предыдущим годом.
Лидер рынка ПО Microsoft включилась в гонку интернет-пейджеров довольно поздно, но в итоге создала одну из главных альтернатив "аське" - MSN Messenger. Популярность "говорилки" от Билла Гейтса легко объясняется тем, что она "вшита" в ПО Microsoft, которым пользуется большинство предприятий в мире. Но при всей любви к "окнам" в России она не прижилась.
Долгое время проблемой интернет-пейджеров было то, что все они работали в разных протоколах и категорически не желали переходить на "один" язык. Соответственно, пользователи ICQ не могли напрямую послать сообщение в MSN Messenger. Периодически появлялись программы, которые пытались "перекинуть мостик" между разными "говорилками". Но создатели интернет-пейджеров этому активно препятствовали. Одной из первых универсальных "говорилок" стал продукт компании Cerulean - Trillian. Кроме поддержки AIM, MSN Messenger, Yahoo! Messenger и, конечно, ICQ Trillian способен работать с IRC. Или, точнее, способна - ведь Триллиан это имя героини знаменитой "трилогии в пяти томах" "Автостопом по галактике", написанной Дугласом Адамсом. Такая "всесторонность" программы категорически не устроила AOL, Yahoo! и Microsoft, которые без устали меняли протоколы и ставили фильтры, пытаясь блокировать подключения пользователей Trillian. Аналогичным с Trillian образом работают Odigo, Gaim и Kopete. Но самым знаменитым "внедорожником" в России стала Miranda. Но в России тоже есть собственный интернет-пейджер. В августе 2004 года Mail.ru выпустила уже третью версию программы @Mail.ru Agent. Принцип работы "говорилки" очень схож с аськой. Пожалуй, главное отличие в том, что пользователи этой сети идентифицируются с помощью своих электронных адресов, имеющих доменное имя mail.ru. Сейчас в программе Mail.ru Agent ежедневно находятся более 200 тыс. пользователей сети интернет, в основном Рунета.
ICQ - бизнес не прибыльный
С увеличением количества "говорилок" конкуренция между ними усиливалась. Чтобы привлечь новых пользователей, разработчики расширяли их функции. У интернет-пейджеров появились всевозможные "фичи": отправка сообщений на мобильный телефон, встроенный e-mail, поздравительные открытки, голосовой чат и т. д. Новые версии "говорилок" становятся все ярче и красочнее, ориентируясь на молодежную аудиторию.
Даже такой монстр, как Google, бросился догонять уходящий поезд, объявив осенью прошлого года о создании собственного аналога "аськи". Но, как свидетельствуют отчеты Radicati, рост количества пользователей интернет-пейджеров не сопровождается ростом доходов разработчиков этого ПО. Некоторое время такие компании пытались зарабатывать за счет распространения рекламы в семействе ICQ. Но это оказалось не слишком прибыльным бизнесом. Показательно что, когда ICQ перешла под контроль AOL, новый владелец заявил о коммерциализации этой программы. Предполагалось, что с января 2003 года пользователи "аськи" станут платить $20 в год. Но широкая волна протеста и опасения, что в итоге пользователи уйдут к "бесплатным" конкурентам, заставили AOL отказаться от этой идеи. К 2008 году, прогнозируют эксперты, доходы от интернет-пейджинга возрастут до уровня $418 млн, при этом на рынке будут доминировать бесплатные разновидности сервиса. Около 88% пользователей (или 670 млн человек) предпочтут бесплатные "говорилки" специальным платным бизнес-версиям. Тем не менее рынку еще есть куда расти. Пока только 20% компаний в мире считают интернет-пейджеры полноценным бизнес-инструментом. Но, по прогнозам экспертов, к 2008 году доля таких компаний возрастет до 80%. В этом году количество корпоративных пользователей, использующих интернет-пейджеры, составит около 350 млн человек.
Внутрикорпоратиные исследования показали, что 44% компаний ввели у себя в обращение интернет-пейджеры для того, чтобы сократить время, которое тратится на внутренние коммуникации. Около 33% отметили, что эти программы позволяют им сократить расходы на междугородние и международные телефонные переговоры, а 11% утверждают, что интернет-пейджеры так же важны, как электронная почта и телефон.
Пример корпоративного интернет-пейджинга подал IBM, который ввел MSN Messenger в качестве главного средства общения своих сотрудников. Аналитики компании сообщают, что около 100 тыс. сотрудников посылают друг другу от 1 млн до 2 млн сообщений в течение каждого рабочего дня. Еще один яркий приверженец "говорилок" в бизнес-общении - Intel - провел собственное исследование и выяснил, что обмен четырьмя репликами в интернет-пейджере позволяет сэкономить 26 секунд по сравнению с пересылкой четырех электронных писем. Теперь компания Intel ежегодно получает от нововведения экономию в размере $25 млн.
Помогает, мешает, но живет
Впрочем, в России отношение к использованию "аськи" или аналогов на рабочем месте гораздо более противоречиво. Как заявил "Бизнесу" генеральный директор ООО "Партнер Делового Мира" Александр Байдин, ""аська" очень полезна и запрещать ее бессмысленно, просто надо доверять своим работникам. Так можно все позапрещать. Все средства коммуникации. А как тогда работать? Все, что помогает бизнесу, должно работать". Но многие компании категорически против интернет-пейджеров. "Я считаю, что "аська" используется почти исключительно в личных целях и отвлекает сотрудников от работы,- уверен генеральный директор Издательского дома "Мнемо" Сергей Потапенко.- Единственный бизнес, в котором она эффективна,- это онлайн-консультации в интернет-магазинах".
Другие компании в борьбе с "виртуальными болтушками" заботятся прежде всего о безопасности корпоративных сетей. Ведь ту же "аську" хакеры неоднократно использовали для взлома корпоративных систем корпораций. Недобрую славу в глазах сисадминов интернет-пейджерам сослужил и аналог "почтового мусора" - спим, которым "недобросовестные распространители рекламы" забрасывают любителей сетевого пейджинга.
Но, как показывают исследования, вне зависимости от того, что думает руководство по поводу интернет-пейджинга, 84% корпоративных пользователей Сети по собственной инициативе используют "аську". Используют неофициально и, вполне вероятно, без видимой пользы для самой компании. Конечно, это мировая статистика, но очевидно, что "говорилки" уже прижились в российских офисах, и выкорчевать это эпистолярное общение вряд ли удастся.


Деловая газета "Бизнес"