15.04.2005
АФК "Система"

АФК "Система" не справилась с управлением. Корпорация закрывает рекламное агентство на Украине



АФК "Система" признала, что ее планы выхода на украинский рекламный рынок потерпели неудачу. Как стало известно Ъ, корпорация закрывает рекламное агентство Ling Way в Киеве, которое по планам АФК в этом году должно было стать крупнейшим на Украине. Участники рынка сомневаются, что, даже откорректировав свои планы, рекламисты из "Системы" смогут получить бюджеты крупных украинских и международных клиентов.

АФК "Система" вышла на украинский рекламный рынок в конце 2003 года, купив рекламное агентство "PAG FCB-Киев". После смены владельца PAG начало работать под маркой "Максима-Киев", а основными его клиентами стали купленный "Системой" в 2003 году крупнейший украинский сотовый оператор UMC и украинское представительство пивоваренной компании Baltic Breveradges Holding. В 2004 году корпорация решила создать на базе "Максимы-Киев" рекламный холдинг под новым брэндом Ling Way. Первоначально корпорация рассчитывала, что уже в 2005 году Ling Way по обороту станет крупнейшим на Украине рекламным агентством, более чем вдвое увеличив свои обороты за счет вхождения агентства Ling Way в международную рекламную сеть Young & Rubicam. Руководство "Системы" рассчитывало на то, что членство в ней позволило бы Ling Way забрать значительную часть высокобюджетных клиентов у сегодняшних лидеров украинского рекламного рынка. Следующим шагом "Системы" на Украине должно было стать создание на базе рекламной группы медиахолдинга, в который вошли бы печатные издания, радиостанции и операторы рынка наружной рекламы.

Однако рекламная экспансия "Системы" на Украину забуксовала еще на начальном этапе. Корпорации так и не удалось договориться с американцами из Young & Rubicam, которые должны были помочь Ling Way в одночасье выйти в лидеры рынка. По словам первого вице-президента концерна "Системы массмедиа" (подразделение АФК "Система") Сергея Ключенкова, осенью прошлого года штаб-квартира Young & Rubicam отложила предоставление Ling Way аффиляции до прояснения политической ситуации на Украине.
Примерно в это же время агентство Ling Way начало испытывать кадровые проблемы. "Развитие рекламного бизнеса 'Системы' у нас сопровождалось постоянными кадровыми скандалами и разборками между менеджерами агентства",-- говорит генеральный директор "Starcom Media-West Group-Украина" Олег Попенко. Кульминацией стало увольнение в прошлом году гендиректора Ling Way Андрея Клименко -- "за неоднократные нарушения финансовой дисциплины и корпоративной этики". По словам украинских рекламистов, войти в четверку крупнейших рекламных агентств страны Ling Way смогло только благодаря рекламным бюджетам "Системы". "UMC сегодня является крупнейшим украинским рекламодателем. Их рекламный бюджет составляет не менее $15 млн, и это львиная доля оборота Ling Way,-- говорит Олег Попенко.-- Остальные клиенты, которых они получили, почти не повлияли на позиции этого агентства на рынке". По оценкам участников рынка, благодаря рекламному бюджету UMC компания Ling Way сегодня делит третье-четвертое места в пятерке крупнейших рекламных агентств Украины вместе с агентством "МПГ-Украина". Показательно, что последнее -- рекламный партнер конкурирующего с UMC сотового оператора "Киев-стар".

Вчера Сергей Ключенков заявил Ъ, что "Система" закрывает проект Ling Way. Теперь рекламный бизнес "Системы" на Украине будет вестись под маркой "Максима". Агентство "Максима-Украина" возглавит недавно покинувший Ling Way Андрей Клименко. "Уходя из Ling Way, Андрей решил заниматься частным бизнесом, но потом передумал, предпочтя работать в крупной корпорации",-- утверждает господин Ключенков. Он отмечает, что теперь "Система" сосредоточится на создании международного рекламного холдинга под маркой "Максима", который будет работать на территории России и СНГ. Владельцем дочерних компаний в СНГ будет московская "Максима". По словам господина Ключенкова, в 2005 году "Максима-Киев" намерена подняться с третьей на вторую строчку в рейтинге украинских рекламных агентств. Украинские конкуренты в эти заявления не верят. "Предпосылок для такого скачка я не вижу,-- говорит генеральный директор 'ADV Group-Украина' Александр Горлов.-- Поскольку 'Максима' не состоит в международных рекламных сетях, она не может рассчитывать на крупных международных корпоративных клиентов. Кроме того, им подпортили репутацию кадровые скандалы, в 2005 году клиенты еще будут о них вспоминать".

ТИМУР БОРДЮГ

КоммерсантЪ