14.04.2005

Энергия - наша. "Силовые машины" и Siemens втянули в политику



ТАТЬЯНА РЫБАКОВА, ВЛАДИМИР СТЕПАНОВ

Как и предсказывал в интервью "Бизнесу" глава Роспрома Борис Алешин (см. номер от 13 апреля), решение о продаже "Силовых машин" германскому концерну Siemens оказалось политическим - отказ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) последовал после встречи президентов России и Германии на Ганноверской промышленной ярмарке. Обоснован отказ ограничением конкуренции и проблемами оборонных заказов. Однако сами "Силовые машины" предполагают, что государство не знает, как защитить энергосистему страны.

В этом есть своя тонкость: продемонстрировать германским коллегам свои промышленные достижения (в том числе - проект новой турбины "Силовых машин", превосходящей по своим параметрам продукцию Siemens), после чего отказать в сделке, рассмотрение которой тянулось без малого год. Да еще после совместного открытия Владимиром Путиным и Герхардом Шредером российской экспозиции в Ганновере, что заставило присутствующих на ярмарке гадать, не стало ли решение по делу Siemens результатом договоренностей глав двух стран. Именно такую политику "случайных" совпадений вкупе с нейтральными официальными комментариями на Западе называют "византийской".
Siemens сдержанно выразил "сожаление" решением ФАС, но в российском представительстве концерна "Бизнес" уверили, что решение не повлияет на расширение деятельности концерна на российском рынке. В частности, на строительство для РЖД скоростного поезда. "Это был отдельный, особый проект",- подчеркнул пресс-секретарь представительства Никита Кукушкин.
Возможно, в деле "Siemens-"Силовые машины"" поставлена не точка, а запятая, полагает президент Ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин: "Думаю, разговор еще может продолжиться в виде переговоров на правительственном уровне, в виде изменений параметров сделки". "У сторон была масса времени для изменения любых параметров и Siemens была открыта для предложений",- возражает аналитик ИК "Проспект" Ирина Ложкина. Однако и она признает, что российскому машиностроению необходимы иностранные инвесторы: "Возможно, стоит продавать не контрольные пакеты, и с дополнительными условиями".
Одно из условий уже сформулировал Борис Алешин: альянс иностранного инвестора с российскими компаниями. Например, для "Силовых машин" он видит партнером не только "БазЭл", подавший ходатайство о покупке компании в ФАС, но и РАО ЕЭС - потребителя продукции холдинга. "БазЭл" уже заявил, что готов начать переговоры с акционерами "Силовых машин". В РАО ЕЭС "Бизнесу" сообщили, что берут тайм-аут на изучение аргументации ФАС при отказе Siemens, после чего примут решение. Между тем в "Интерросе", основном акционере "Силовых машин", по данным "Бизнеса", сейчас думают, стоит ли продавать актив. Директор департамента холдинга по связям с общественностью Лариса Зелькова заявила, что "Интеррос" рассматривает позицию ФАС и других ведомств "как готовность государства содействовать развитию российского энергомашиностроения". "Надеемся, что невозможность совершения сделки не помешает концерну "Силовые машины" и Siemens развивать партнерские отношения",- заметила она.

«Кто-то поторопился»
На вопросы корреспондента «Бизнеса» Владимира Степанова отвечает замгендиректора «Силовых машин» Юрий Петреня.
- Вы не исключаете альянс наших предприятий с Siemens?
- В каких-то вариантах это будет реализовано. Но это чистый бизнес. Делить его по национальному признаку - дело убогое.
- Это деление объясняется наличием оборонного сегмента?
- Военная тематика - часть проблемы. Более глубокие причины в том, что энергетическая отрасль «регулирует» цены, инфляцию, тарифы. Наш Ленинградский металлический завод изготовил 1700 паровых турбин, они будут работать пять-десять лет. Если приходит новый собственник, который не несет прямой ответственности за энергетическое оборудование «Силовых машин», государство попадает в ситуацию, когда могут начаться проблемы в теплоэлектроснабжении. У меня такое впечатление, что этот процесс начался несколько раньше, чем должен был. Кто-то поторопился, не знаю, кто.



Деловая газета "Бизнес"