30.03.2005

Автомобиль необщего назначения



ИРИНА ДРЕМИНА

Автомобиль и Конь 30 марта 1891 года родился известный американский инженер и промышленник Артур Херрингтон. Он первым из автомобильных конструкторов осознал необходимость создания автомобилей высокой проходимости - известных всем джипов. Парадокс в том, что джип из узкоспециальной недорогой машины превратился в престижный автомобиль, доступный далеко не всем.
Название jeep является фонетической передачей английской аббревиатуры general purpose, то есть автомобиль общего назначения. Изначально этот тип автомобилей создавался исключительно для военных целей.
После окончания Первой мировой войны военачальники США осознали, что армия остро нуждается в современном транспорте, отвечающем таким требованиям, как высокая проходимость, наличие мощного двигателя, легкость и мобильность. Созданием такого транспортного средства и занялся один из руководителей компании Marmon Herrington Co. Артур Херрингтон. Он решил не тратить времени на разработку автомобиля с чистого листа, а заняться переделкой уже существующей модели грузового автомобиля для военных целей, благо опыт переделки грузовиков в полноприводные автомобили у него уже был. В 1937 году появился на свет полноприводный грузовик Marmon Herrington, получивший одобрение департамента обороны США и поставленный на серийное производство. Каждый такой грузовик весил около 450 кг и развивал неплохую по тем временам скорость в 56 км/ч. Это и был первый джип.
Накануне Второй мировой войны Технический комитет вооруженных сил США объявил тендер на создание военного автомобиля, для участия в котором были приглашены все 135 автопроизводителей, представленных в то время на американском рынке. Условия конкурса были достаточно жесткими: желающая участвовать в тендере компания должна была уже через 75 дней после официального объявления о начале тендера представить на суд публики 70 готовых автомобилей. Правда, и стоимость заказа была вполне весомой. Из 135 компаний участие в конкурсе приняли лишь две: Bantam и Willys. Несколько позже к тендеру присоединился и Ford. История этого тендера напоминает детективную: несмотря на то что единственной компанией, полностью и в срок выполнившей все условия, был Bantam, заказ на производство первых партий получили и его конкуренты. Так появились на свет джипы Bantam, Willys MA и Ford-GP. Автомобиль Willys был самым тяжелым (вдвое тяжелее параметра, заложенного в техническом задании), но при этом самым мощным и сравнительно недорогим. Именно последнее, по-видимому, и решило исход дела. Так Willys, прошедший некоторую доработку, после окончательных испытаний был взят на вооружение американскими военными. В 1942 году начался серийный выпуск джипов Willys под маркой MB, а также выпуск автомобиля-конкурента от Ford, сердцем которого был стандартный мотор от Willys. После окончания войны было начато производство гражданского подвида джипа под индексом CJ, что означало гражданский джип, который мало чем отличался от своего старшего брата военного.
В 1970 году преемница компании Willys - Kaiser Jeep - вошла в состав концерна American Motors (AMC), который уже выпускал свои собственные автомобили этого типа. В 1983 году AMC создала один из наиболее популярных в мире джипов - Jeep Cherokee. В 1987 компания AMC стала частью концерна "Крайслер", который, в свою очередь, в 1998 году стал частью концерна "ДаймлерКрайслер".


Деловая газета "Бизнес"