30.03.2005

Bunge вместо Cargill



ЭЛЕОНОРА ПАХОМОВА

Компания Bunge строит завод в России: теперь масло "Олейна" и Ideal будут разливать под Воронежем. Участники рынка считают, что с усилением присутствия Bunge в России обострится конкуренция.
"Транснациональный концерн Bunge Ltd построит в Воронежской области крупнейший в Европе маслоэкстракционный завод",- заявил вчера "Интерфаксу" губернатор региона Владимир Кулаков. По его словам, сегодня в Воронеж прибудет руководство Bunge.
Напомним, что в марте 2003 года руководство Воронежской области подписало соглашение о строительстве маслоэкстракционного завода с другим производителем масла - Cargill. Тогда заявляемая мощность предприятия составляла 150 тыс. тонн масла в год, а инвестиции - $120 млн.
Однако, как рассказала "Бизнесу" руководитель пресс-службы администрации Воронежской области Ирина Инцертова, Cargill предполагал построить завод на федеральной земле, но центральные власти так и не смогли решить вопрос перерегистрации земельного участка. В итоге Cargill отказался от проекта.
Bunge будет строить завод на областной земле. "Уход Cargill снизил инвестиционную привлекательность области, за ним тянулись другие компании. Сейчас вопрос с Bunge уже решен, и мы этому рады",- радуется Инцертова.
Как сообщили "Бизнесу" в пресс-службе администрации Воронежской области, первоначальные инвестиции в проект составят $72 млн, максимально возможная мощность завода - около 360 тыс. тонн масла в год. Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько говорит, что заявленной суммы будет достаточно для того, чтобы построить "очень качественное производство". В Bunge вчера отказались от комментариев.
По данным ИКАР, в 2003 году в России было произведено 930 тыс. тонн бутилированного подсолнечного масла на сумму свыше $900 млн (итоги 2004 года еще не подведены). Ежегодно рынок прибавляет примерно 10%.
Bunge, крупнейший в мире производитель подсолнечного масла, также производит удобрения. Ежегодный оборот концерна составляет более $20 млрд. В 2002 году он приобрел французскую компанию Cereol S.A., которой принадлежали торговая марка "Олейна" и Днепропетровский маслоэкстракционный завод (Украина).
По данным "Бизнес Аналитики", в январе-октябре 2004 года доля Bunge на российском рынке составляла 10,8%. Еще 7,7% пришлось на недавно приобретенную Bunge аргентинскую корпорацию Molinos (в сумме 18,5%). На втором месте - "Юг Руси" с 15,9%.
Участники рынка считают, что с запуском завода Bunge может усилить свои позиции на российском рынке. "Рынок бутилированного подсолнечного масла насыщен, но Bunge очень сильный игрок, они могут потеснить небольших игроков на этом рынке. К тому же они заместят импорт российским маслом и сэкономят на пошлинах и логистике",- говорит руководитель направления "Русагро-масло" Вячеслав Китайчик (владеет заводом на территории Воронежской области). Однако он опасается, что между "Русагро" и Bunge может возникнуть конкуренция за сырье.
Другой точки зрения придерживается Дмитрий Рылько из ИКАР: "Себестоимость подсолнечного масла в России не сильно отличается от заводов на Украине".
PR-директор холдинга "Астон" Игорь Царейкин также опасается обострении конкуренции на рынке. "Впрочем, помимо завода Bunge потребуется инфраструктура для поставки сырья",- предупреждает он.


Деловая газета "Бизнес"