05.03.2005

Гринспэн взялся за налоги. Он предложил ввести НДС или федеральный налог с продаж



Роб Уэллс
Дэвид Уэссел
Эндрю Боллз

Председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспэн предлагает облагать налогом потребление, а не доходы американцев. Комитету по налоговой реформе при президенте Джордже Буше он пытается доказать, что именно такие изменения смогут стимулировать экономический рост и сбережения.

Проведение налоговой реформы — одно из главных обещаний Буша электорату. Сразу после прихода к власти в 2001 г. он добился снижения подоходного налога на $38 млрд, перед вторыми выборами пообещал упростить Налоговый кодекс США. В Белом доме, правда очень осторожно, даже высказывают идею введения единой ставки подоходного налога. Во время визита в Словакию на прошлой неделе Буш похвалил действующую там систему с единой ставкой. После чего главный консультант Буша по внутренней политике Карл Роув заявил в интервью CNBC: “Посмотрите на центральноевропейские страны, реализовавшие эти налоговые реформы [введение единой ставки подоходного налога и налога на потребление], — какими быстрыми темпами они растут!”

В четверг Гринспэн высказывал свои соображения о налоговой системе США комитету по реформе при президенте. Он предложил ввести налог на потребление (это может быть НДС или налог с продаж), но при этом облегчить бремя американцев по подоходному налогу. “Многие экономисты считают, что налог на потребление — наилучший вариант с точки зрения стимулирования экономического роста… поскольку он может способствовать росту сбережений и накоплению капитала. Полагаю, что это [введение налога на потребление], возможно, наилучший вариант действий”, — сказал Гринспэн.

Сейчас в США действует смешанная система, в которой налогами облагаются зарплаты, процентный доход, дивиденды и другие виды дохода. Гринспэн полагает, что введение налога на потребление поможет расширить налоговую базу бюджета и стимулировать сбережения. Это особенно необходимо сейчас, когда бюджет начинает испытывать все возрастающие проблемы с исполнением обязательств по системе социального обеспечения. Еще больше эти проблемы усилятся начиная с конца нынешнего десятилетия, когда на пенсию начнет уходить поколение беби-бумеров.

При этом компенсировать введение нового налога можно путем снижения налогов на сбережение, прирост капитала и дивиденды, что стимулирует инвестиции и накопления. Приток средств на депозиты и в ценные бумаги даст возможность банкам и компаниям увеличить финансирование производственных проектов. Гринспэн, однако, высказался против замещения подоходного налога налогом на потребление — такие предложения тоже в последнее время звучали в Вашингтоне.

Критики говорят, что введение налога на потребление прежде всего ударит по бедным, которые весь свой заработок тратят на ежедневные нужды. Однако сторонники этого налога предлагают различные варианты таких налогов, в том числе те, при которых богатые будут платить больше.

Комитет должен представить свои предложения по реформе Налогового кодекса к 31 июля. Заместитель председателя комитета бывший сенатор Джон Бро назвал предложение Гринспэна “весьма значимым”. Экономист Брюс Барлетт, работавший в администрации Рональда Рейгана и Буша-старшего, полагает, что использование налоговых процедур для стимулирования сбережений во многом пересекается с идеей Буша стимулировать рост пенсионных накоплений за счет передачи работникам части средств из системы соцобеспечения для личного управления ими. Поэтому налоговая реформа может помочь ему убедить конгрессменов принять и идею реформы соцобеспечения. (WSJ, FT, 4.03.2005, Михаил Оверченко)



Ведомости