28.02.2005
ЮКОС

ЮКОС просит убежища в суде. Компания настаивает на банкротстве по-американски



В ночь на субботу по московскому времени ЮКОС направил в федеральный суд по банкротствам Южного округа штата Техас прошение о пересмотре принятого накануне судьей Летицией Кларк решения отказать нефтекомпании в рассмотрении дела о ее банкротстве. Одновременно ЮКОС направил в суд ходатайство продлить обеспечительные меры, запрещающие отчуждение имущества компании. Несмотря на формальное поражение в Хьюстоне в пятницу, шансы ЮКОСа продолжить суды в США велики. Как стало известно из опубликованного вердикта судьи Кларк, она полностью согласилась с аргументацией ЮКОСа – решение об отказе, изложенное в пятом пункте ее вердикта, означает сомнение судьи в том, что банкротство компании по законам США хоть чем-то поможет ЮКОСу.

Формальный довод
Напомним, судья Кларк вынесла решение отказать ЮКОСу в возможности продолжения дела о банкротстве (Ъ сообщал о нем 26 февраля) на основании статьи 1112 (b) американского Кодекса о банкротстве. Эта статья дает суду возможность отказаться от рассмотрения ради наилучшего обеспечения соблюдения интересов кредиторов и самой компании в целом. Формально это решение означает, что Хьюстонский суд закрыл юристам ЮКОСа возможность защищать компанию в США через механизм банкротства. Тем не менее в субботу ЮКОС через своих адвокатов подал судье прошение о пересмотре вердикта и ходатайство о продлении обеспечительных мер, наложенных госпожой Кларк в ходе процесса. Судье Кларк также предстоит вынести решение о судьбе нескольких миллионов долларов, внесенных ЮКОСом, Deutsche Bank и рядом других участников процесса в порядке залога, и о том, на кого будут возлагаться судебные издержки по этому процессу.

Вероятность того, что ЮКОС продолжит тяжбу, весьма велика. Как стало известно Ъ из текста вердикта госпожи Кларк, препятствия к рассмотрению дела ЮКОСа в США, найденные ею, достаточно формальны.

В вердикте суд выделил пять пунктов, по которым велись споры. Первый и основной пункт – юрисдикция суда по иску. Летиция Кларк признала, что дело попадает под юрисдикцию ее суда. Напомним, опровержению этого пункта были посвящены специальные слушания по ходатайству Deutsche Bank и "Газпромнефти" 16-17 февраля. Таким образом, суд в Хьюстоне создал прецедент: дела, аналогичные делу ЮКОСа, могут рассматриваться в США.

По второму пункту – является ли участие правительства России в проблемах ЮКОСа формальным препятствием для рассмотрения иска (то есть являются ли взаимоотношения компании и налоговых служб внутренним делом России) Летиция Кларк указала, что эти вопросы могут рассматриваться на уровне международной политики, то есть находятся в компетенции президента США. Формально она постановила, что правосудие США в деле ЮКОСа это не ограничивает.

Третий пункт целиком касается суверенитета России в отношении налогового спора с ЮКОСом. Тут Хьюстонский суд был весьма жестким. Поскольку правительство России отклонило так называемое процессуальное извещение, переданное через госдепартамент США, и таким образом отказалось считать себя стороной в процессе, Летиция Кларк не приняла ссылки на то, что решения, принятые государством в отношении ЮКОСа,– "акты суверенной власти", которые нельзя оспорить в судебной инстанции другого государства. Зато по четвертому пункту, обсуждающему, необходимо ли рассмотрение действий правительства России и его органов для определения того, что делать с ЮКОСом, судья ответила "да".

Однако по пятому пункту, а именно – может ли правосудие США обеспечить ЮКОСу и другим сторонам дела эффективную защиту их интересов – Летиция Кларк честно ответила "нет". "Исключительный размер ЮКОСа и, соответственно, его влияние на российскую экономику в целом в значительной степени склоняют в пользу передачи принятия решения суду, который бы обеспечил участие российского правительства",– говорится в постановлении судьи Кларк. Рассмотрение дела в таком суде, по мнению Летиции Кларк, обеспечило бы соблюдение интересов должника и кредиторов наилучшим образом, чего, собственно, и требует статья 1112 (b) американского Кодекса о банкротстве.

Таким образом, суд в Хьюстоне всего лишь констатировал, что иск ЮКОСа рассматривать в нынешней форме не имеет смысла – до тех пор, пока правительство России не будет вызвано в судебную инстанцию, решения которой оно не сможет игнорировать с достаточными юридическими основаниями.


Негде судиться
Реакция ЮКОСа на решение суда последовала на следующий день. ЮКОС считает вердикт Летиции Кларк по пятому пункту ошибочным и уже попросил его пересмотреть. В распространенном в субботу заявлении председателя правления управляющего ЮКОСом ООО "ЮКОС-Москва" Стивена Тиди сомнения госпожи Кларк относительно реакции правительства России на приглашение его участвовать в процессе отчасти поддержаны. Однако указано, что "единственный способ убедиться в этом – подвергнуть их (российские власти.–Ъ) испытанию". Отметим, что в заявлении господина Тиди указывается, что ЮКОС желает возмещения ущерба не столько от правительства России, сколько от "тех, кто в сговоре с правительством России экспроприировал 'Юганскнефтегаз' в нарушение запрета суда". Не исключено, что этот поворот будет развит в последующих действиях юристов ЮКОСа.

ЮКОС оценил вердикт госпожи Кларк в части признания юрисдикции суда по своему иску. "Для ЮКОСа, наших акционеров, кредиторов и сотрудников будет явно лучше, если мы сможем продолжить дело о банкротстве нашей компании в суде США",– заявил господин Тиди.

Зампредседателя правления "ЮКОС-Москва" Александр Темерко сказал Ъ, что компания подала прошение о пересмотре решения судьи по совету адвокатов. Впрочем, по его словам, ЮКОС демонстрирует "готовность исполнить любое решение независимого суда", в то время как "правительство России, отказавшись от участия в процессе и от исполнения постановлений и решений суда Хьюстона показало, что оно не уверено в обоснованности предъявленных ЮКОСу налоговых претензий". Господин Темерко отметил, что ЮКОС минимизировал налоговые выплаты для увеличения показателей эффективности компании и не сомневался в законности этих операций, которые были подтверждены международными аудиторами. Он не исключил, что ЮКОС будет судиться с аудиторами, которые в свою очередь могут подать в суд на правительство России, подвергнувшее сомнению их компетенцию и репутацию.

Таким образом, решение судьи Кларк не закрывает ЮКОСу дорогу к продолжении тяжбы в США, кроме того, косвенно эти решения могут помочь компании в других тяжбах. Однако кроме США и России вести их ЮКОСу напрямую по сути негде. Единственная инстанция, от рассмотрения исков ЮКОСа в которой правительство России не может отказаться без последствий, является Европейский суд по правам человека в Страсбурге (ЮКОС обратился в него 23 апреля 2004 года) – но он не имеет возможности оспорить решения российских судов, в которых ЮКОС проигрывает иски, хотя имеет право назначить компенсацию пострадавшей стороне.

Одной из немногих правовых форм, в которой ЮКОС может эффективно защищаться, являются специальные международные трибуналы. Однако на сегодняшний день, исходя из политического расклада, создание международного трибунала по "делу ЮКОСа" под эгидой какой-либо международной организации выглядит фантастикой. Таким образом, ЮКОС продолжит тяжбы в США, кроме того очевидно, что в ближайшее время им будут "протестированы" суды в Великобритании, где зарегистрированы структуры ряда акционеров ЮКОСа и Group MENATEP.

На этой неделе Летиция Кларк должна определить и судьбу судебного залога по иску ЮКОСа. Не исключено, что суд откажет зарегистрированным ответчикам по делу в компенсации их расходов, и это можно будет считать первой финансовой победой ЮКОСа над его недоброжелателями – правда, с них он не получит ни копейки.

Ъ продолжает следить за развитием событий.
ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН, ДЕНИС Ъ-СКОРОБОГАТЬКО, АННА Ъ-ВОЛКОВА




Хроника хьюстонского суда

15 декабря 2004 года НК ЮКОС подала в суд по делам о несостоятельности города Хьюстона (штат Техас, США) заявление о реорганизации в соответствии с американским кодексом о банкротстве, предусматривающим защиту активов банкрота по всему миру. Место подачи иска было объяснено тем, что компания имеет счета в США, а финдиректор ЮКОСа Брюс Мизамор проживает в Хьюстоне. Истцы попросили ввести мораторий на взыскание долгов компании и остановить назначенный на 19 декабря аукцион по продаже своего основного добывающего предприятия "Юганскнефтегаз" (ЮНГ). В тот же день Deutsche Bank, член консорциума по предоставлению "Газпрому" кредита на покупку ЮНГ, направил в хьюстонский суд ходатайство о прекращении производства по иску ЮКОСа в связи с тем, что основные активы компании находятся в России, а не в США.

16 декабря судья Летиция Кларк объявила мораторий на операции с активами ЮКОСа и назначила слушания на 6 января. Тем не менее 19 декабря аукцион по продаже ЮНГ состоялся, его выиграла компания "Байкал Финанс Групп".

6 января 2005 года в ходе судебных слушаний в Хьюстоне были рассмотрены формальные процессуальные вопросы.

16 января Летиция Кларк предварительно рассмотрела ходатайство Deutsche Bank о неподсудности дела ЮКОСа суду США и назначила слушания по этому ходатайству на 16 февраля.

27 января судья Кларк вынесла постановление о переходе под опеку суда $21 млн на счетах НК ЮКОС в США на весь период слушаний по делу. Дальнейшие слушания по делу судья пообещала провести после рассмотрения ходатайства Deutsche Bank.

16 февраля Летиция Кларк выслушала аргументы представителей Deutsche Bank.

Очередные слушания 22 февраля сорвались из-за ошибки представителя Deutsche Bank (адвокат Тимоти Дэвидсон случайно вынес из здания суда процессуально необходимые документы).

24 февраля Летиция Кларк удовлетворила ходатайство Deutsche Bank, мотивировав решение тем, что бизнес ЮКОСа находится в России и у нее недостаточно оснований для рассмотрения иска.

25 февраля представители НК ЮКОС направили Летиции Кларк ходатайство о повторном рассмотрении иска.




Financial Times

Наблюдатели считают, что вмешательство американского суда было лишь формальным барьером на пути слияния (компаний "Газпром" и "Роснефть".– Ъ). По их мнению, более серьезным фактором было несогласие между главами "Роснефти" и "Газпрома". Председателем совета директоров "Роснефти" является Игорь Сечин, таинственный заместитель главы кремлевской администрации, который, как многие думают, стоял за атакой на ЮКОС. Считается, что господин Сечин, член клана силовиков, состоящего в основном из бывших сотрудников спецслужб, намерен сохранить как можно больше автономии и не хочет слияния своей компании с "Газпромом". Таким образом господин Сечин противопоставляет себя руководству "Газпрома" и более либеральным членам российского правительства, которые считают слияние с "Роснефтью" необходимым условием для повышения доли государства в "Газпроме" и снятия ограничений на владение иностранцами акциями в газовой монополии.

Die Welt
Может ли американский суд заботиться о правосудии в России? Техасский судья Летиция Кларк ответила на этот вопрос "нет". Она отказалась предоставить когда-то крупнейшему российскому нефтяному концерну ЮКОС юридическое убежище в США... Это судебное решение является успехом для Владимира Путина. Российский президент интерпретирует хьюстонское решение как утверждение его образа действий. С тем, что при этом постоянно нарушаются международные (а также российские) правовые нормы, а российское правосудие действует избирательно и по указке сверху, Путин сознательно примирился. В конце концов, речь идет о сырьевых миллиардах. То, что случай ЮКОСа станет триумфом Путина, правда, не очевидно. Уже сейчас урон имиджу России огромен. Иностранные инвесторы должны будут раз за разом задаваться вопросом, достаточно ли высокой будет в случае их участия премия за риск. Придется учитывать, что не приходится надеяться на честное обращение со стороны российского правосудия. Дело ЮКОСа это наглядно продемонстрировало.


Le Figaro
Большая часть руководителей компании покинула Россию и подтверждает, что они будут искать "все возможные варианты и определят, как действовать дальше". Их шансы на возмещение понесенных убытков представляются очень небольшими. Ни для кого не секрет, что решение суда в Техасе было принято в день встречи между Джорджем Бушем и Владимиром Путиным в Братиславе, в Словакии.




КоммерсантЪ