28.01.2005
ACNielsen

Здоровье и удобство продолжают стимулировать рост продаж продовольственных категорий на мировом рынке.



Результаты последнего исследования ACNielsen

Последнее глобальное исследование выявило, что соевые напитки и питьевые йогурты, в очередной раз, входят в число наиболее быстрорастущих категорий. Наиболее высокие темпы роста демонстрируют небольшие по емкости и наименее развитые рынки

Продовольственные товары, соответствующие предписаниям диет, полезных для здоровья, способствующие потере веса и вписывающиеся в ускоренный ритм современной жизни, входят в число наиболее быстрорастущих категорий на мировом рынке. Об этом свидетельствуют результаты последнего глобального исследования ACNielsen, ведущего поставщика информации о потребительском поведении и ситуации на товарных рынках.

Последний отчет ACNielsen из серии Executive News, «Что происходит на мировом рынке - Тенденции развития продовольственного рынка 2004» показывает, что из семи категорий с двузначным темпом роста продаж за последний год пять категорий предоставляли выгоды, связанные с пользой для здоровья и потерей веса (см. Таблицу 1). Причем наиболее динамично развивающиеся в 2004 г. категории - соевые напитки (+31%) и питьевые йогурты (+19%) – входили в число быстрорастущих и по результатам исследования 2002 г. 

“Как видно из нашего исследования, потребители всего мира озабочены сейчас своим здоровьем и соблюдением диет, что, в частности, обусловлено повышенным вниманием СМИ к таким проблемам, как ожирение и диабет”, - отмечает Джейн Перрин, генеральный директор подразделения глобальных исследованийACNielsen и автор отчета. “Это свидетельствует о том, что те игроки продовольственного рынка, которые продвигают на рынок продукты, полезные для здоровья, и, в то же время, удовлетворяющие потребительским запросам в отношении вкусовых качеств и удобства, могут рассчитывать на благосклонность рынка.”


Таблица 1 – Наиболее динамично развивающиеся продовольственные категории (из них восемь фигурировали в рейтинге отчета ACNielsen из серии «Executive News» как в 2002, так и в 2004 г.)

Категории с наиболее высокими темпами роста продаж

Темп роста категории

‘03-‘04

Наиболее динамичные категории в 2002?

Соевые напитки

31%

Да

Питьевые йогурты

19%

Да

Яйца

16%

Нет

Батончики со злаками/ мюсли/ кусочками фруктов

14%

Нет

Спортивные /энергетические напитки

10%

Нет

Заменители сахара

10%

Нет

Охлажденные готовые блюда

10%

Да

Замороженные фрукты

9%

Да

Охлажденные салатные заправки

9%

Да

Негазированные готовые к употреблению напитки

8%

Нет

Какао/ Шоколад/ Солодовые напитки

8%

Нет

Свежие салаты, готовые к употреблению

8%

Да

Замороженное мясо

7%

Да

Свежие овощи

7%

Нет

Охлажденные десерты

7%

Нет

Жиры /масла

7%

Нет

Охлажденное мясо

7%

Нет

Кексы /печенье длительного хранения

6%

Нет

Охлажденные рыба /морепродукты

6%

Нет

Замороженная пицца

6%

Нет

Охлажденные супы /бульоны

6%

Нет

Бутилированная вода

6%

Да

Фрукты /орехи длительного хранения

6%

Нет

Кондитерские изделия для разогрева в тостере

6%

Нет

 


Сиюминутное увлечение или долгосрочные лидеры?

По результатам более глубокого анализа динамики розничных продаж продовольственных товаров стало очевидным, что интерес потребителей к диетам с высоким содержанием белков и низким содержанием углеводов, особенно на наиболее развитых рынках, стал ключевым фактором развития категорий. Во многих странах популярность этих диет отразилась на росте продаж ряда категорий и спаде продаж других. Например, розничные продажи яиц выросли на мировом рынке на 16%, тогда как ни в одной из десяти категорий группы “несладкие углеводные изделия” стоимостной оборот не увеличился более, чем на 4%.

«Вопрос состоит в том, образует ли феномен низкоуглеводного рациона питания значимую нишу в ряде продовольственных категорий, или же это окажется преходящим увлечением», - говорит г-жа Перрин. «Например, в США, где данный феномен был инициирован, уже отмечается некоторое охлаждение интереса к продуктам с низким содержанием углеводов»,- отмечает Джейн Перрин.

Одна бывшая «звездная» категория, которая, похоже, отходит в тень, это слабоалкогольные коктейли. В 2002 г. они представляли собой одну из наиболее динамичных категорий на мировом рынке с темпом роста продаж на уровне +33%. В 2004 г. прирост стоимостного оборота категории составил лишь +2%, и, в результате, она уже не вошла в число лидеров.

“Продуктовые новинки могут вызывать всплески продаж, поскольку происходят пробные покупки, но только те нововведения, которые отвечают устойчивым запросам потребителей, особенно в отношении здоровья и удобства, будут успешными в долгосрочной перспективе”, - объясняет г-жа Перрин.

Продуктовые категории, которые, по всей видимости, отвечают этим запросам, включают в себя питьевые йогурты (+19%), свежие готовые к употреблению салаты (+8%) и бутилированную воду (+6%). Каждая из них вошла в число наиболее динамичных  категорий по результатам исследования как 2002, так и 2004 г.

Более высокие темпы роста продаж зафиксированы на наименее развитых рынках

В целом, темп роста продаж 89 категорий в 59 странах, исследованных компанией ACNielsen, составил +4%. Этот относительно низкий уровень был, в значительной мере, обусловлен медленным ростом наиболее емких и развитых рынков в Европе (+2%) и Северной Америке (+4%).

Рост был более существенным в отдельных не таких емких и менее развитых экономических регионах. На Развивающихся Рынках (см. Таблицу 2 для списка стран), общий темп роста продаж составил +10%, причем более трети (34 из 89) рассмотренных продовольственных категорий демонстрировали двузначный темп роста. Например, продажи батончиков со злаками/мюсли/кусочками фруктов выросли в этом регионе на 47%, что было связано с запусками новых продуктов категории в странах Восточной Европе.

В России, аналогично мировым тенденциям, активно развиваются как целые категории, ассоциируемые в глазах потребителей со здоровым образом жизни (напр., соки, минеральная вода), так и отдельные «полезные для здоровья» ниши в рамках отдельных категорий (напр., молочные продукты с био- и прочими полезными для здоровья добавками, зеленый чай). Кроме того, прослеживается тенденция по усовершенствованию ассортимента путем вывода на рынок новых продуктовых формул (напр., готовые к употреблению супы), новых типов упаковки, более легких в пользовании, что соответствует потребности рынка в удобстве.

“Если огромный потенциал вышеназванных развивающихся рынков не будет учитываться в стратегиях развития глобальных компаний, они рискуют остаться позади своих конкурентов”, - отмечает г-жа Перрин.

Методология

Выводы исследования основаны на данных о розничных продажах 89 категорий в 59 странах, охватывающих Азиатско-Тихоокеанский Регион, Регион Развивающихся Рынков, Европу, Латинскую Америку и Северную Америку (см. Таблицу 2), которые составляют более 93% мирового ВВП и более 77% населения мира. Информация собиралась в течение 12 месяцев, заканчивая июлем 2004 г., и сопоставлялась с предыдущим 12-месячным периодом.

Таблица 2 - Список стран, включенных в исследование

Азиатско-Тихоокеанский Регион

Европа

Регион Развивающихся Рынков

Латинская Америка

Северная Америка

Австралия

Вьетнам

Гонконг

Индия

Индонезия

Китай

Малайзия

Новая Зеландия

Сингапур

Таиланд

Тайвань

Филиппины

Ю. Корея

Япония

Австрия

Бельгия

Великобритания

Германия

Греция

Дания

Ирландия

Испания

Италия

Нидерланды

Норвегия

Португалия

Турция

Финляндия

Франция

Швеция

Швейцария

Болгария

Венгрия

Египет

Казахстан

Латвия

Литва

Марокко

Нигерия

ОАЭ

Польша

Россия

Румыния

Саудовская Аравия

Словакия

Словения

Хорватия

Чехия

Эстония

ЮАР

Аргентина

Бразилия

Колумбия

Мексика

Пуэрто-Рико

Центральная Америка1

Чили

1 включает следующие страны:

Коста Рика

Эль Сальвадор

Гватемала

Гондурас

Никарагуа

Панама

Канада

США