26.01.2005

Лидеры российского рынка по производству и поставкам произведенной алкогольной продукции за 2004 год


На основе данных Госкомстата РФ «Союз Участников Алкогольного рынка» подготовил анализ работы крупнейших предприятий отрасли РФ за 2004 год и краткий анализ работы отрасли в 2004 году.

Общий для производителей всех видов алкогольной продукции критерий выделения лидеров рынка – это крупнейшие предприятия, обеспечившие 50 процентов поставок продукции собственного производства на рынок, включая экспорт.

Зеленым цветом выделены предприятия и организации,  относящиеся к группам компаний или холдингам – членам СУАР.

Водка и ликероводочные изделия.

В 2003 году 50% рынка обеспечили 27 предприятий из 464. По итогам 2004 года среди 420 производителей водки и ликероводочных изделий это следующие 26 предприятий, обеспечивших 50% от всех отгрузок по РФ:



Таблица 1 (Открывается в новом окне)

В условиях жесткой конкуренции и высокой насыщенности алкогольного рынка  из 27 предприятий-лидеров 2003 года 19 предприятий смогли удержать лидирующие позиции на рынке, многие из них еще  и значительно улучшили свои показатели.

Так объемы отгрузок водки и ликероводочных изделий по сравнению с 2003 годом увеличили  12 предприятий, из которых по своей доле на рынке в первую девятку входят 7 предприятий, являющихся членами СУАР:



Таблица 2 (Открывается в новом окне)

С 1го по 13 места поделили  между собой те же предприятия, что и в 2003 году. При этом Московский завод Кристалл, Веда и ООО ЧЗАП сохранили свои рейтинги соотвественно 1,2 и 3. Однако наибольшего прироста объемов продукции добилась Веда (120,6%) и  вплотную приблизилась к Московскому Кристаллу. При сохранении таких темпов Веда имеет неоспоримые шансы в 2005 году выйти на первое место в стране.

В перечень лидеров 2004 года не вошли 8 предприятий, входившие в него по итогам 2003 года со следующей долей на рынке: Спиртовой комбинат Кемеровской области (0,91%), Мариинский ЛВЗ (0,79%), Иткульский спиртзавод (0,74%), ЛВЗ Хабаровский (0,74%), ЛВЗ Чебоксарский (0,72%), Пермский винзавод (0,71%), Сарапульский ЛВЗ (0,71%), Бахус Смоленской области (0,70%).

Вместо указанных предприятий в лидеры вошли 7 новых организаций: ООО Вымпел Республики РСО-А (1,48%), ЗАО МОЗ Красная звезда Московской области (1,00%), ЗАО Фирма Урожай Московской области (0,79%), ОАО Уржумский СВЗ Кировской области (0,72%), ОАО Салют Республики РСО-А (0,68%) и ЗАО Содружество-7 Московской области (0,66%).

Приведенные данные свидетельствуют о жесткой конкурентной борьбе  за региональные рынки сбыта и лидерство в секторе производства и оборота ликероводочной продукции.

Вина виноградные.

В 2003 году из 327 организаций 50% поставок вина собственного производства обеспечили  23 предприятия, а в 2004 году из 310 предприятий также 23, но в значительно измененном составе.

По результатам работы за 2004 год среди производителей вин виноградных по выбранному нами объективному критерию лидерами российского алкогольного рынка стали следующие 23 предприятия:



Таблица 3 (Открывается в новом окне)

17 предприятий-лидеров 2003 года сохранили лидерство и в 2004 году. Из них 10 предприятий увеличили объемы поставок по сравнению с 2003 годом:



Таблица 4 (Открывается в новом окне)

Из лидеров 2003 года в состав лидеров 2004 года не вошло 6 предприятий, занимавших следующие доли на рынке: ООО Мастер Ир РСО-А (1,8%), Санкт-Петербургский ЗАО Вилаш (1,7%), ООО Виктория Республики Адыгея (1,3%), АООТ Завод Георгиевский Ставропольского края (1,2%) и ООО ЦПН Ариант Челябинской области (1,2%).

Вместо них в состав лидеров 2004 года вошли: ООО Ставрополец Ставропольсокого края (3,45%), ОАО АФ Фанагория  Краснодарского края (2,71%), ООО Московский винзавод Ставропольского края (1,94%), ООО Империя РСО-А (1,58%), Кировский РКЗП РСО-А (1,47%) и ООО Эрик Ставропольского края (1,42%).

Московский межреспубликанский винзавод, занимавший в 2003 году второе место, вышел в 2004 году на первое место, а ОАО «Исток» с первого места в 2003 году опустился на тринадцатое место.

Из лидеров 2003 года, входивших в первую десятку, в 2004 году в первую десятку вошли только 6 предприятий:  Московский межреспубликанский винзавод, ЗАО Русская Лоза, ООО Троникс, ЗАО Крайагросервис, ЗАО Детчинский завод и ООО Роро. Вместо выбывших из первой десятки лидеров, в 2004 году в первую десятку вошли ООО Ставрополец, ОАО АФ Фанагория, ЗАО Псковпищепром и ООО Винтрест 7.

Приятно отметить, что участник СУАР ЗАО ПСКОВПИЩЕПРОМ (ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ) входит несколько лет подряд в группу предприятий-лидеров как по производству водки и ликероводочных изделий, так и вин виноградных. И на протяжении этого времени показывает прекрасную динамику развития бизнеса по производству вин виноградных.

Анализ приведенных данных показывает, что рынок вина виноградного отечественного производства еще не устоялся и на нем можно ожидать значительных изменений как по составу лидеров, так и по их доле в общем объеме производства и поставок данной продукции.

Шампанские и игристые вина.

В число лидеров алкогольного рынка в секторе вин шампанских и игристых, обеспечивших 50 процентов объема всех отгрузок, в 2004 году вошли следующие 4 предприятия:



Таблица 5 (Открывается в новом окне)

ОАО ИСТОК, занимавший в прошлом году первую позицию в рейтинге по производству вин виноградных, значительно снизил производство и как было отмечено выше занял лишь 13 позицию. Однако по производству и отгрузкам  вин шампанских и игристых ОАО ИСТОК, занимавший в 2003 году 8 место, в 2004 году завод резко увеличил свою долю на рынке и занял лидирующую позицию.

К числу лидеров по производству и отгрузкам шампанских и игристых вин следует отнести также 8 предприятий, занявших в сумме 42,1% рынка:



Таблица 6 (Открывается в новом окне)

Из них наибольший прирост объемов показали участник СУАР OAO MОСКОВСКИЙ KОМБИНАТ ШАМПАНСКИХ BИН 125,2% и ЗАО АБРАУ-ДЮРСО (КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ) 126,6%.

Анализ производства и поставок отечественного шампанского и игристых вин свидетельствует о высокой концентрации их производства. Так из 35 предприятий по их выпуску 94,8% приходятся на долю 12 вышеотмеченных предприятий, а доля остальных 23 организаций составляет всего 5,2%.

Коньяки.

К лидерам алкогольного рынка в секторе коньяков, обеспечившим 50 процентов объема его отгрузок в 2004 году, относятся следующие 5 предприятий:



Таблица 7 (Открывается в новом окне)

К числу лидеров по производству и поставкам коньяка следует  отнести также следующие 12 предприятий, на долю которых приходится 34,5% от всего коньячного рынка:



Таблица 8 (Открывается в новом окне)

Анализ коньячного рынка показывает, что он также в значительной степени является концентрированным: 12 из 111 предприятий обеспечивают 85,49% производства и оборота отечественного коньяка, а на долю остальных 99 предприятий приходится всего 14,51% рынка.

По мере усиления контроля за подлинностью и качеством коньяка можно ожидать существенного сокращения количества организаций по производству российского коньяка.

 

Слабоалкогольные напитки.


             Лидерами алкогольного рынка в секторе слабоалкогольных напитков, обеспечившими 50 процентов объема их отгрузок в 2004 году, стали следующие 3 предприятия:



Таблица 9 (Открывается в новом окне)

На долю остальных  98 предприятий приходится  лишь 9% рынка.

Производство слабоалкогольных напитков в нашей стране получило бурное развитие лишь в несколько последних лет. Темпы его развития резко снизились и в 2004 году прирост к 2003г. составил лишь 4,7%.

Спирт этиловый из пищевого сырья.

Лидерами алкогольного рынка по производству спирта этилового ректификованного из пищевого сырья, обеспечившими 50 процентов объема всего производства по РФ  в 2004 году, стали 20 следующих предприятий:



Таблица 10 (Открывается в новом окне)

Также стоит  отнести к серьезным операторам спиртового рынка еще 8 предприятий, в совокупности  занимающих 8,7% рынка:



Таблица 11 (Открывается в новом окне)

На долю остальных 140 предприятий, производящих этиловый спирт из пищевого сырья, приходится 39,6% рынка.

СУАР поздравляет все предприятия, завоевавших по итогам 2004 года лидирующие позиции по производству и поставкам:

- водки и ликероводочных изделий

- вина виноградного

- шампанского и игристых вин

- коньяка

- слабоалкогольных напитков

- спирта этилового из пищевого сырья.

В дальнейшем СУАР планирует давать рейтинги лидеров алкогольного рынка не только с учетом объемных показателей, а также с учетом показателей качества произведенной продукции, полноты уплаты налогов и вклада в программу социальной ответственности бизнеса.

Президент СУАР

Старший менеджер СУАР

О.Д. Парагульгов

Р.Ю. Харичков

Союз Участников Алкогольного рынка

4http://www.suar.ru