06.12.2004

Мобильники еще не доросли до интернета



Анатолий Ализар

Хотя рынок мобильных телефонов является одним из самых быстрорастущих рынков в истории коммуникаций, но из-за разнообразия стандартов и конкуренции операторов он пока не способен принять потенциал интернета, считает вице-президент Google.

Урс Хольцль (Urs Hoelzle), вице-президент Google по эксплуатационным вопросам, работает в Google с конца 90-х (тогда в штате было менее 10 человек) и заслужил почетное звание Google Fellow. Во время своего визита в Дублин он дал интервью ирландской газете SiliconRepublic, в котором поделился своими соображениями о развитии интернета.

Ветеран Google говорит, что интернет на обычном ПК уже стал повсеместным явлением. Очевидно, что компьютер без интернета считается неполноценным. Но что дальше? Казалось бы, Всемирной сети пришло время сделать следующий шаг и поставлять контент на мобильные устройства, ведь в эксплуатации находятся сотни миллионов мобильных телефонов и карманных компьютеров. Неспроста и Yahoo, и Google, и другие интернет-компании открывают различные мобильные сервисы, в том числе по SMS. Они готовятся к «большой революции», которая почему-то никак не наступает. Почему? Да потому что мобильники до сих пор не могут обеспечить нормальный доступ к интернету.

Время «малышей» еще не пришло. По мнению Хольцля, излишняя фрагментация в смысле стандартов и конкуренции между операторами сотовой связи мешает интернету стать удобным инструментом для многих пользователей мобильных телефонов. С этим вполне можно согласиться. Например, сервис Google SMS доступен только для абонентов нескольких американских операторов сотовой связи, а жители всего остального мира просто не могут послать SMS на нужный номер. Кто виноват? Понятно, что не Google, скорее, операторы сотовой связи, которые из-за своей алчности превращают SMS-роуминг в какую-то неразрешимую проблему. А также производители мобильных телефонов, которые даже не думают о совместимости своих изделий.

«Наш корпоративный девиз — организация информации, чтобы она была полезной и доступной», — говорит Урс Хольцль, явно намекая, что у производителей мобильников и операторов сотовой связи абсолютно иные «корпоративные девизы». Критики достойны и те, и другие: «Мобильный рынок очень медленно приближается к тому, чтобы сделать устройства полезными с точки зрения размера экрана, качества батарей и функций производительности… Тормозит большую революцию то, что каждое устройство не похоже на другое. Существует софт почти для 300 различных платформ, и это не хорошая ситуация. Это предотвращает слияние повсеместно используемых приложений… Я понимаю, что многое зависит от операторов сотовой связи. Поскольку они пытаются отстроиться друг от друга, они фрагментируют весь рынок. Одним из ключевых условий для взрывного распространения интернета является простой стандарт, который просто реализовать. Вот чего до сих пор не хватает мобильному рынку. Да, есть мобильная платформа Java, но каждый производитель и оператор по разному с ней работает. Посмотрите на систему GPS, поддержка которой имеется почти во всех новых моделях мобильников. Но не каждый абонент может пользоваться этой функцией — некоторые операторы просто блокируют ее, потому что хотят заработать на этом деньги, но пока не знают как. Такое отношение препятствует инновациям в принципе», — говорит Хольцль.

Однако, ветеран Google все-таки с оптимизмом смотрит в будущее: «Интернет-функции все лучше реализуются в мобильниках, и люди будут все интенсивнее использовать поиск в интернете, поскольку они всегда нуждаются в ответах на вопросы. Это мы видим на примере пользователей широкополосной связи, которые чаще обращаются к поисковикам, чем пользователи диалапа. Упрощение доступа к информации приведет к взрывному росту мобильных коммуникаций».

WEBPLANET.RU