10.11.2004

Московская сага. "Первый" - двигатель книготорговли



Московская сага За 21 день, прошедший с начала показа сериала «Московская сага» на «Первом канале», в книжном магазине «Москва» продали 950 экземпляров романа. Повторилась прошлогодняя история с сериалом «Идиот».

Уже тогда заговорили о том, что телевидение стало двигателем книготорговли и вот-вот вернет России славу самой читающей страны. Телеканалы и издатели придумали, как использовать ситуацию.

После выхода в прошлом году на канале «Россия» сериала «Идиот», чей рейтинг, по данным TNS Gallup Media, в среднем по России составил 9,5% при доле 25,3%; а в Москве 13,5%, при доле аудитории 33,3%, соответствующий роман Достоевского в рейтинге раздела «Русская литература» торгового дома «Москва» долго держался на первом месте.

Если до выхода сериала в месяц продавалось по 10–20 экземпляров романа, то после показа продажи выросли до 300–400 экземпляров. То же случилось годом раньше и с акунинском «Азазелем», а теперь – с «Московской сагой».

«Московская сага» на прошлой неделе стала самым рейтинговым сериалом и в Москве, и по России. Средний рейтинг серии в Москве составил 15% при доле аудитории более 30%, по России цифры даже выше – около 16% с долей 35%.

На этой неделе рейтинг «Саги» в Москве также составил 15% и получил долю более 30%. Это отразилось и на продажах.

– Продается где-то по 46 экземпляров «Саги» в день, – рассказала «Газете.Ru» PR-менеджер книжного магазина «Москва» Наталья Чупрова, – это трехтомник, стоит он 436 рублей, это средняя цена по Москве. Людей не останавливает довольно высокая цена, это значит, что сериал нравится. А вот сериал по Незнанскому вообще не дал продаж. Пока незаметно особого спроса на Пикуля, хотя сериал «Караван PQ-17» уже идет неделю.

Надо учесть, что и рейтинг первой серии сериала «PQ-17», снятого по роману Валентина Пикуля, в Москве был невысок – 10% при доле 22%.

Тиражи, однако, не очень велики. В издательстве «ЭКСМО», которое издало «Московскую сагу», говорят, что издают ее уже три года, но ожидали, что спрос в связи с выходом сериала повысится. Тираж на этот раз составил 10 тыс. экземпляров.

По стране ситуация другая:

– Как нам говорят коллеги, – рассказала Наталья Чупрова, – там, если что начинает идти, они сразу много книг заказывают. В Москве у людей выбора больше, информации больше, так что нет связи со всеми телепроектами.

Подобные тенденции отмечены во всем мире: после экранизации тут же начинают сметать с прилавков книжки «по» понравившемуся фильму.

Наблюдается и еще одна тенденция. Если раньше фильмы рождались из книг, то теперь книжки рождаются из фильмов. Пример тому – «Звездные войны». К этому фильму сначала был написан Лукасом сценарий. А после того, как картина приобрела известность, «под нее» написали и книгу. В России эта тенденция наблюдается довольно давно – с 1990-х годов, когда несколько издательств «прописывали» бразильские мыльные оперы. Тогда это неплохо окупилось: никаких контрактов не заключалось, все делалось пиратским способом. После 1998-го производство прекратилось, а два года назад началось заново – с романа «Бригада». – Мы были первыми, кто создал этот проект, – рассказал «Газете.Ru» Андрей Денисов, ведущий редактор издательства «ОЛМА-пресс», которое запустило серию «Русский сериал». – Началось все с «Бригады»: появилась идея реализовать его в виде литературной версии, и оказалось, что дебют удачен.

Совершенно логично было продолжить в том же духе. Космических тиражей у нас нет, космические у Донцовой, – у нас они просто приличные. Первые тиражи «Бригады» были 150 тыс., и они все хорошо ушли. И мы стали продолжать в том же духе, потому что это интересная работа, которая окупается на рынке.

Сейчас на счету издательства, помимо «Бригады», три романа Звягинцева – «Сармат. Любовник войны» (100 тыс.), «Сармат. Кофе на крови» (100 тыс.) и «Сармат. Смерть поправший» (100 тыс.); роман Езерской «Бедная Настя» (25 тыс.) – лидер продаж книжного магазина «Москва» – продается по 100 экземпляров за 21 день. Вышел в трех книгах роман В. Багрова «NEXT-3» (10–15 тыс.).

Все эти сериалы имели успех у московской аудитории. Например, сериал «Сармат», недавно прошедший на канале «Россия», занимал высокие позиции в «десятке» по Москве и по России, где он шел даже с большим успехом. Более того, «Сармат» имел больший успех, чем «Московская сага» (на неделе с 18 по 24 октября средние рейтинги составляли по Москве 12,3% при доле 27,4%). Издательство «ОЛМА-Пресс» после триумфа «Идиота» выпустило свою версию: полу-роман, полу-фотоальбом – «150 кадров сериала и текст романа, приближенный к телеверсии». Создатели альбома утверждают, что сделали это вовсе не из жалости к тем, кто бросился после сериала покупать роман «Идиот» и обнаружил, что роман совсем не такой увлекательный, как фильм.

– С Достоевским была другая идея: поскольку фильм вызвал интерес, появилась идея создать комикс, но на более высоком уровне, чем американские, – объясняет Андрей Денисов, – то есть совместить картинку сериала с текстом. Издательство не все делает ради денег. Просто появилась идея сделать красивую книжку. То есть проект не был рассчитан на прибыль.

«Экстракт» Достоевского продался, и продался неплохо. Но с «Московской сагой» того же самого не будет: у Бортко был хороший сериал, а «Московская сага» – не очень хороший.

– Мы все делаем легально и платим правообладателям, – говорит Денисов, – но в производстве сериалов денег гораздо больше, чем в книгоиздании. То есть для канала –это капля в море, но они на это охотно идут, потому что, по сути, мы участвуем в раскрутке. Для них это реклама, а для нас – предреклама, потому что такие книги лучше продаются.

Но так было не всегда. Идею создания первого сериала по книгам Марининой подало издательство «ЭКСМО» и финансировало его вместе с «НТВ-Кино». Решились на этот проект для продвижения книги, которая долгое время «не шла». Теперь издатели не вкладывают денег в кинопроизводство, но участвуют в информационном освещении проектов и выпускают книги с особым дизайном – с использованием в оформлении кадров из фильма. Это обоюдовыгодно.

После триумфа «Ночного дозора», снятого «Первым каналом», издание романа с героями фильма на обложке снова оказалось в списке бестселлеров, хотя с 1998 года роман и так присутствовал на рынке и продавался тиражом 50 тыс. экземпляров в год. Сейчас издательство едва успевает его допечатывать.

«Первый канал», снимающий сейчас сериал «Анна Каренина», даже собирается ближе к премьере поучаствовать в переиздании романа. По крайней мере, об этом обмолвился гендиректор канала Константин Эрнст.

Газета.RU