22.10.2004

На равных. Распространители прессы добиваются от супермаркетов одинаковых условий



Николай Дицман

Четыре крупнейших столичных распространителя печатных СМИ подписали соглашение о принципах продажи изданий в супермаркетах. В сотрудничестве с издателями распространители хотят вести единый прайс-лист и добиться отмены входных бонусов в магазинах.


Объем московского рынка распространения печати в супермаркетах оценивается в $45 млн ежегодно. Порядка 70% приходится на компанию “Центр дистрибуции прессы” (ЦДП), еще 25% – на “Прессэкспо”, “Инфомаркет” и “Экспресс Медиа Маркет”, 5% – на оставшихся игроков.

“Центр дистрибуции прессы”, “Прессэкспо”, “Инфомаркет” и “Экспресс Медиа Маркет” под эгидой Ассоциации распространителей печатной продукции подписали соглашение “О принципах организации продаж периодической печатной продукции в магазинах самообслуживания”, рассказал “Ведомостям” председатель правления АРПП Александр Оськин. Соглашение (его копия имеется в распоряжении “Ведомостей”) предусматривает установление единых отпускных цен на печатную продукцию, а также отмену входных бонусов для новых изданий. “В Москве 1500 супермаркетов, из которых пресса продается только в 800. Вместо того чтобы развиваться, распространители демпингуют, пытаясь выдавить друг друга из магазинов. В результате рентабельность достигла критически низкой отметки”, — говорит акционер “Экспресс Медиа Маркета” Георгий Григорян. Сейчас распространитель оказался между издателем и розницей, и нужно установить понятные всем правила игры, соглашается гендиректор ЦДП Дмитрий Гранкин.

Однако многие участники рынка выражают сомнения в работоспособности новой схемы. Представитель одного из крупнейших издательских домов, попросивший не упоминать его имени в прессе, говорит, что стоимость “входа” в один супермаркет достигает $1500 для одного издания, а за присутствие на полке надо доплачивать еще $40 в месяц. Соглашение предполагает вместо бонусов ввести “пробный период” для нового издания: для ежедневных газет он составит около двух месяцев, для остальных — примерно три месяца. В случае если не удается реализовать хотя бы по одному экземпляру издания два месяца подряд или за три месяца средние продажи одного номера составили менее 1 экземпляра, издание снимается с реализации.

“Это абсолютно западная модель, однако такой лимит может быть подъемным для одного издания и неприемлемым для другого”, — считает коммерческий директор ИД “Коммерсантъ” Павел Филенков. “Большинство издателей пока сомневаются в целесообразности подписания соглашения, а супермаркетам и вовсе ни к чему идти на уступки”, говорит представитель еще одного издательского дома.

Представители торговли согласны с издателями. “Диктовать подобные условия торговой сети нелепо. Если условия картеля нас не устроят, мы будем договариваться с издателями напрямую”, — говорит Евгений Сухарников, PR-директор холдинга “Марта” (сети Billa и Grossmart). “Мы уже более года сотрудничаем не только с распространителями, но и с издателями, что позволяет соблюдать необходимый баланс между интересами издательств и реальным спросом на печатные издания. Ассортимент мы формируем на основе анализа собственных продаж”, — рассказывает пресс-секретарь “Седьмого Континента” Анна Зайцева.



Ведомости