21.10.2004


Мобильники от МТС появятся на прилавках к Новому году



Светлана Витковская

Сегодня зеленоградский завод “Ситроникс” запустит в производство партию из 100 000 мобильных телефонов под маркой МТС. Две модели поступят в продажу к Новому году и будут стоить меньше $100. Создатели аппарата планируют продать всю партию за 10 дней, однако эксперты считают эти планы излишне оптимистичными.


АФК “Система” принадлежит 50,4% акций МТС и 77,5% ОАО “Концерн “Научный центр” (КНЦ), в который входит 100% ЗАО “Ситроникс”. Последний был создан в 2002 г. для производства и продвижения электроники и бытовой техники под зонтичным брэндом Sitronics. МТС – крупнейший сотовый оператор в СНГ, Восточной и Центральной Европе, по данным на 30 сентября, МТС обслуживала 27,6 млн абонентов в России и СНГ.

Это первый случай в истории российской сотовой связи, когда оператор выпускает крупную партию телефонов под собственным брэндом. О своих планах МТС объявила еще в мае, выпустив разработанную “Ситроникс” пробную партию из 3000 телефонов-раскладушек. Ее серийное производство было намечено на сентябрь, однако постоянно откладывалось. Как пояснил “Ведомостям” менеджер по продажам “Ситроникс” Алексей Долгих, сложности с выпуском той модели возникли из-за адаптации восточного меню к потребностям российского потребителя. В итоге вся опытная партия была роздана в виде подарков и сувениров.

Сейчас “Ситроникс” разработал две новые модели МТС совершенно нового дизайна. В них меню полностью русифицировано, весят телефоны около 80 г, а различаются только внешним видом корпуса. По мнению разработчиков, внешний дизайн моделей напоминает Nokia 6230. Оба аппарата с цветным экраном и полифоническими мелодиями. Долгих рассказал, что механической сборкой моделей занимаются два производства, расположенные на Тайване и в Гонконге, а менеджмент “Ситроникса” контролирует весь процесс производства и тестирования аппаратов.

“Телефоны будут продаваться в наших офисах по цене около $100. При этом они будут обладать функциями и возможностями аппаратов более высокой ценовой категории”, — заявил директор по внешним связям МТС Андрей Брагинский. В продажу все 100 000 штук поступят 20 декабря. В “Ситрониксе” надеются, что удастся реализовать всю партию до конца года. В этом, правда, сомневаются эксперты. “Это 10% всех продаж, что выглядит нереалистично”, — сомневается аналитик Mobile Reseach Group Эльдар Муртазин.

Впрочем, оказалось, что это не единственные телефоны марки МТС. Как рассказал представитель “Элакса”, входящего в структуру КНЦ, завод сделал опытную партию из 3000 трубок под совместным брэндом “Sitronics/МТС” и две недели назад выпустил ее в опытную продажу в Зеленограде. В отличие от остальных моделей, этот телефон полностью собран в Зеленограде. Небольшие аппараты напоминают по дизайну Panasonic, однако пока на заводе не определились, будут ли пускать их в серийное производство. В случае выхода таких моделей на рынок они будут стоить не больше $70.

Других желающих выпустить сотовый телефон под своим брэндом в России пока не нашлось. “Мы тоже планировали выпуск телефона под собственным брэндом, однако остались не удовлетворены качеством образцов”, — говорит PR-директор крупнейшего российского сотового дилера “Евросеть” Татьяна Гуляева. Она считает, что проект интересный. “В наших салонах телефоны стоимостью до $100 пользуются особой популярностью, поэтому если аппарат будет достойного качества, то у нас он сможет найти своих покупателей”, — отметила Гуляева. “Если специалисты МТС грамотно подойдут к продвижению трубок, то телефоны найдут своего потребителя”, — добавила руководитель другого сотового дилера, Dixis, Татьяна Москалева.

Зато директор по внешни м связям “ВымпелКома” Михаил Умаров считает, что выпуск трубок — это не бизнес сотового оператора. “Это высококонкурентный рынок, а задача оператора — предоставлять услуги”, — подчеркнул Умаров. Кроме того, по его мнению, в случае неудачного выхода телефона на рынок это может только навредить имиджу оператора.

Производители телефонных трубок известных марок не решаются комментировать ситуацию открыто. “Мы поставляем МТС телефоны, а теперь МТС сам становится поставщиком”, — указывает на двойственность события для компаний представитель одного из крупнейших производителей. “Если это имиджевый шаг, то почему МТС не создала телефон в кооперации с известным производителем, как поступают зарубежные операторы?” — удивляется он.

Эксперты считают, что новые телефоны надо воспринимать только как попытку зарекомендовать себя на рынке и посмотреть на реакцию аудитории. “Отладка телефона требует времени, поначалу они будут часто ломаться”, — говорит эксперт интернет-ресурса “Мобильный форум” Роман Субботин. По его мнению, модели пользовались бы спросом при цене $20-30. “Каждый второй будет жаловаться на качество — хорошее оборудование для тестирования телефонов имеет смысл закупать только для больших партий”, — считает Муртазин. Он считает, что телефон может быть интересен в связке со специальными тарифными планами. Брагинский подтвердил, что МТС рассматривает такую возможность, и заверил, что качество телефонов МТС будет соответствовать качеству известных брэндов.



Ведомости