13.10.2004


Carrefour уходит из Японии



Роберт Мэтьюз
Джейсон Сингер

В попытке преодолеть растущую конкуренцию и падение спроса в Европе Carrefour, вторая по величине розничная сеть в мире, избавляется от бизнеса в Азии. Первыми будут проданы гипермаркеты в Японии.

Carrefour открыла первый магазин в Японии в 2000 г., но в итоге решила пожертвовать вторым по величине потребительским рынком в мире из-за падения продаж дома. Восемь гипермаркетов, которыми управляет компания Carrefour Japan могут быть проданы за $400 млн, считают источники, близкие к руководству сети. Причина этому — падение продаж. В августе и сентябре продажи в Европе, и особенно во Франции, были ниже ожидаемых, и это может, по мнению аналитиков, заставить компанию объявить о меньшей, чем предполагалось, выручке и прибыли.

Сети Carrefour принадлежит 6067 магазинов в 29 странах мира. Выручка компании в 2003 г. составила $87,35 млрд, прибыль — $2,04 млрд.

Еще месяц назад председатель совета директоров Carrefour Даниель Бернар обещал инвесторам поднять компанию, страдающую от падающего спроса и растущей конкуренции со стороны дискаунтеров и стремительно расширяющейся Wal-Mart. Сейчас последнюю называют основным претендентом на покупку Carrefour в Японии. В числе претендентов на покупку японских магазинов Carrefour и крупнейшая японская сеть супермаркетов Aeon, и британская Tesco. Пока обо всех этих планах известно только со слов источников, сами компании их не комментируют.

Carrefour не единственное предложение на японском рынке. Кроме нее продается японская сеть Daiei, которая гораздо больше Carrefour, но погрязла в долгах. По словам источников, Wal-Mart собирается подать заявку и на нее.

Несмотря на привлекательность японского розничного сектора, многим компаниям здесь пока не слишком везло в том числе потому, что японские потребители капризны. Так, Carrefour рассчитывала на гораздо более быстрый рост, чем вышло, — перед тем как открыть первый магазин в Токио, компания заявила о намерении довести число гипермаркетов до 13 к 2003 г.

По словам источников, у руководства сети остался один год для того, чтобы наконец-то исправить ситуацию. Иначе акционеры могут начать требовать отставки Бернара. Пока, по результатам отчета агентства Information Resources, основанным на данных, полученных от 490 магазинов, продажи во Франции падают каждую неделю. (WSJ, 12.10.2004, Кирилл Корюкин)



Ведомости