27.09.2004


Краткий обзор рынка лекарственных препаратов Казахстана



С развитием рыночных отношений в Казахстане, рост разнообразия товаров затронул не только рынок пищевых продуктов, но и лекарственных препаратов. На данный момент на рынке лекарственных препаратов представлены практически все известные производители мирового фармацевтического рынка, что позволяет потребителю выбрать наиболее подходящее и эффективное для него лекарственное средство.

Рассмотрим рынок лекарственных препаратов в Казахстане. По результатам опросов, проведенных компанией TNS Gallup Media Asia по одиннадцати крупнейшим городам Казахстана в рамках исследования MMI* в сентябре 2003 года, показали, что в Казахстане пользуются лекарственными препаратами 80% от всего населения.

Наиболее популярными среди населения препаратами являются средства от головной боли и обезболивающие средства, данные препараты покупают 72,5% от потребителей лекарственных препаратов. На втором месте по покупке находятся средства от простуды и гриппа - 54,3% и третье место по покупке занимают средства от кашля - 40,7% (см. Таблицу 1).

Таблица 1 - Покупка лекарств \ медицинских препаратов за полгода, ТОР 10

Лекарства \ медицинские препараты %
Средства от головной боли и др. обезболивающие 72,5
Средства от простуды и гриппа 54,3
Средства от кашля 40,7
Антибиотики 32,1
Перевязочный материал 30,4
Препараты для лечения насморка 30,4
Лекарственные травы и сборы 28,7
Препараты от боли в горле 23,9
Детские обезболивающие и жаропонижающие 23,2
Витамины и тонизирующие средства 22,6

Чаще всего потребители лекарственных препаратов предпочитают приобретать данные продукты в аптеках, данное место покупки отметили 96,2% респондентов, и только 6,9% потребителей отметили, что приобретают лекарственные препараты также и в аптечных киосках.

Таблица 2 - Место приобретения лекарств \ медицинских препаратов

Место покупки %
В аптеке 96,2
В аптечном киоске 6,9
В супермаркете 0,8
Другое 0,8
С рук 0,2

При покупке лекарственных препаратов респондентов волнует чаше всего качество покупаемого ими товара (данное условие отметили около 88% потребителей лекарственных препаратов) и только 12% отметили, что при выборе лекарственных средств больше ориентируются на цену, нежели на качество (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1 - Ориентация на цену при покупке лекарств \ медицинских препаратов(Открывается в новом окне)



Необходимо также отметить, что за покупку безрецептурных лекарственных препаратов ответственны чаще всего женщины в возрасте от 25 до 44 лет, нежели мужчины и респонденты других возрастных групп.

Среди множества представленных на рынке лекарственных препаратов направленных на лечение различных недугов наиболее популярными остаются средства от простуды, которая мучит население круглый год.

* Объем выборки составляет 2500 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше, в возрасте от 15 лет и старше.



TNS-GLOBAL.KZ