24.08.2004


"ЮКОС" начал экономить



Ирина Резник
Екатерина Дербилова

Через неделю у “ЮКОСа” истекает срок выплаты налогового долга в $3,4 млрд. Но компания заявляет, что сможет выплатить лишь половину этой суммы. Чтобы расплатиться с приставами, “ЮКОСу” уже пришлось сократить планы по добыче нефти на 4 млн т и инвестпрограмму. Юристы считают, что “ЮКОСу” могут еще дать отсрочку, но аналитики уверены, что продажи “Юганскнефтегаза” все равно не избежать.


“ЮКОС” в 2003 г. добыл 80,8 млн т нефти, его выручка за девять месяцев 2003 г. по US GAAP – $12,2 млрд, чистая прибыль – $2,5 млрд. Основными акционерами компании являются Group Menatep (60,5%), фонд Veteran Petroleum (10%) и структуры Millhouse Capital (9%). “ЮКОСу” пока принадлежит 92% акций “Сибнефти”, из них 57,5% он должен вернуть Millhouse Capital. МНС обвиняет “ЮКОС” в неуплате налогов на $7 млрд, половина этой суммы признана судом. Имущество “ЮКОСа” арестовано, а судебные приставы готовятся продать его “дочку” – “Юганскнефтегаз”.

Вчера “ЮКОС” сообщил, что уже выплатил в счет налоговой задолженности $700 млн, а еще $800 млн приставы сами списали с его счетов. До конца отведенного ей приставами срока (31 августа) компания сможет выплатить еще $200 млн. Чтобы расплатиться с приставами, “ЮКОСу” уже пришлось урезать объем капитальных вложений и планы по добыче на этот год. По словам представителя “ЮКОСа”, его руководство решило сократить в 2004 г. на $700 млн капвложения и операционные расходы, включая благотворительную деятельность и финансирование социальных программ, а также отсрочить выплату некоторых налогов. Кроме того, “ЮКОС” снизил план по добыче нефти в этом году с 90 млн т до 86 млн т. “Приставы забирают половину ежемесячного денежного потока компании, который составляет около $1,8 млрд”, — жалуется представитель “ЮКОСа”. Таким образом, поясняет он, компания не может платить в полном объеме текущие налоги, составляющие $925 млн в месяц.

Управляющий партнер юридической фирмы A.S.T. Анатолий Юшин считает, что судебные приставы вполне могут продлить “ЮКОСу” срок добровольного исполнения решения суда. “Этим правом служба судебных приставов часто пользуется в схожих ситуациях, когда должник добровольно начал исполнять решение суда”, — говорит Юшин.

Комментариев службы судебных приставов получить не удалось, но близкий к ней источник уверен, что ни о какой рассрочке речи идти не может. Уже на следующей неделе, по его словам, к “ЮКОСу” будут применены “жесткие меры”. По его мнению, продажи “Юганскнефтегаза” компании все равно не избежать. Все дело только в заключении независимого оценщика “Юганскнефтегаза” — инвестбанка Dresdner Kleinwort Wasserstein, без которого реализация актива невозможна. Комментариев от представителей банка получить не удалось, а начальник управления общественных связей РФФИ Владимир Зеленцов говорит, что фонд не получал документов о продаже “Юганскнефтегаза”.

Старший аналитик инвесткомпании “Совлинк” Лев Сныков полагает, что “Юганскнефтегаз” будет оценен примерно на уровне величины всей потенциальной налоговой задолженности — порядка $10 млрд“. Но глава аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский считает, что развязка в”деле “ЮКОСа” произойдет раньше, чем завершится оценка “Юганскнефтегаза”, — уже через две-три недели. “Если со счетов компании будут по-прежнему списываться деньги в таком количестве, "ЮКОС" не сможет существовать”, — говорит Дашевский.



Ведомости