17.08.2004

Российские банки стали часто ломаться



Остановка операций "по техническим причинам", похоже, входит в моду у российских банкиров. Вчера филиал банка "Гранит" в Екатеринбурге прекратил операции из-за "технического сбоя", случившегося, по версии его руководства, из-за установки новой автоматической банковской системы. Так совпало, что головной офис банка к этому времени уже неделю не проводил платежи. При этом в Екатеринбурге обещают все исправить уже сегодня, а в Москве намерены провести в тот же день все "зависшие" налоговые платежи.


       В последнее время в российских банках явно участились случаи фатальных компьютерных сбоев. Началась эта эпидемия с Коммерческого банка сбережений, который "приостановил прием платежных поручений до восстановления компьютерной программы операционного дня". "По техническим причинам" первое время не работал и банк "Павелецкий". В начале августа Сыктывкарский банк сбережений и развития также прекратил операции из-за "смены программного обеспечения". И вот вчера технический сбой настиг филиал банка "Гранит" в Екатеринбурге.


           На 1 апреля 2004 года банк "Гранит" занимал 323-е место по сумме чистых активов (1,39 млрд руб.) и объему собственного капитала (538,4 млн руб.).


       Вчера екатеринбургский филиал банка "Гранит" и его допофисы не работали с самого утра. Двери были заперты. Во второй половине дня ситуация прояснилась – на дверях филиала и допофисов появилось объявление: "Уважаемые клиенты! Приносим свои извинения за причиненные неудобства, вызванные переходом на новую автоматическую банковскую систему и временным приостановлением выполнения ряда операций. В связи с этим обслуживание физических лиц будет осуществляться в дополнительном офисе 'Центральный' по адресу: Екатеринбург, ул. Розы Люксембург с 10.00 до 15.00. Все претензии и жалобы принимаются по адресу: 620062, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 89. Убедительно просим не паниковать и не нагнетать обстановку. Администрация".


       При этом одна из сотрудниц банка подтвердила Ъ, что в понедельник не было осуществлено ни одной банковской операции: "Причина простоя в поломке сервера. Накануне вечером в банке устанавливали новую программу. При установке что-то пошло не так, и в результате полетел сервер. Сегодня мы все исправим, и завтра банк будет работать в прежнем режиме". Она подчеркнула, что данная неполадка локальная и остальные филиалы и допофисы, в том числе в Москве, работали.


       В это время в Москве головной офис банка "Гранит" не провел налоговые платежи своих клиентов-юридических лиц. Последний срок расчета по налогам для компаний наступил по закону еще в воскресенье – 15 августа. Однако в понедельник "Гранит" не провел ни одного платежа, обещая клиентам провести все деньги ко вторнику, а к концу недели погасить все задолженности перед юридическими лицами и провести остальные зависшие платежи.


       В принципе проблемы банка "Гранит" давно известны. Еще в июле для того, чтобы получить свои деньги и расторгнуть договор, клиентам приходилось записываться минимум за неделю. Тогда руководство банка на вопросы о причинах этой ситуации разводило руками и жаловалось на нехватку ликвидности. При этом, по словам одного из клиентов банка, тот перестал вовремя проводить платежи еще в середине июля. Дозвонившись вчера до главного бухгалтера банка Владимира Телегина, корреспондент Ъ узнал, что платежи (в том числе налоговые) банк не проводит "всего неделю".


       "Никакой трагедии в этом нет, и в понедельник мы проведем все налоговые платежи, которые сейчас находятся на картотеке",– считает господин Телегин. Правда, по закону банк обязан переводить налоговые деньги в течение одного банковского дня, а за просроченные платежи – платить пени. По информации банка, всего в "Граните" подвисло 10 млн руб. налоговых денег, но оценить общую сумму непрошедших платежей здесь затруднились.


       Тем не менее в банке обещают, что до конца недели он проведет все платежи. "У нас нет денег на корсчете, но мы ведем переговоры с акционерами, а также с нашими основными заемщиками по досрочному возврату кредитов. Нам не хватило 10 млн руб., чтобы провести налоговые платежи, однако выданные кредиты в два с половиной раза превышают эту сумму",– сообщил один из высокопоставленных сотрудников банка. Как бы то ни было, вчера главный офис и допофис банка работали. Записи на выдачу вкладов уже нет – клиентов просто просят "подождать несколько дней".


       Ъ будет следить за развитием событий.


    Сокращаются активы и капитал частных банков


По данным рэнкинга "Интерфакс-100", подготовленного центром экономического анализа "Интерфакса", активы первой сотни кредитных организаций во втором квартале увеличились всего на 3,7% (по итогам первого квартала они выросли на 7,4%). При этом без учета Сбербанка России и Внешторгбанка (ВТБ) активы 100 крупнейших банков РФ во втором квартале уменьшились на 0,1%.


Среди лидеров падения – Международный промышленный банк (-40%), МЕНАТЕП СПб (-24%), "Траст" (-19,5%), Дойчебанк (-28,4%), Московский кредитный банк (-14,3%), Интерпромбанк (-20,7%), "ВестЛБ Восток" (-26,7%), а также банк "Диалог-Оптим" (-30,2%), у которого уже отозвана лицензия.


"Сокращение активов во втором квартале 2004 года у большинства банков отражает сокращение межбанковских операций, в то время как клиентский бизнес оказался затронутым в гораздо меньшей степени. Эти сведения, однако, не учитывают результатов паники на банковском рынке в первые две недели июля, которые нанесли банкам намного больший ущерб как с точки зрения сокращения активов, так и с точки зрения убытков",– считает руководитель направления банковских рейтингов Moody`s Interfax Rating Agency Михаил Матовников.


Темпы роста собственного капитала 100 крупнейших российских банков по итогам полугодия составили всего 0,1% против 6,4% в первые три месяца года. При этом без учета Сбербанка и ВТБ во втором квартале 2004 года собственные средства топ-100 российских банков сократились на 0,7%.


"Интерфакс-АФИ"

       НАДЕЖДА Ъ-ПОМЕРАНЦЕВА; ИГОРЬ Ъ-КУЛЕШОВ, Екатеринбург



КоммерсантЪ