16.08.2004

Операторы наружной рекламы огласили официальное заявление по поводу введения нового налога



13 июля Национальная ассоциация наружной рекламы и информации (НАНРИ), Комитет по наружной рекламе Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР) и
Рекламная гильдия Московской торгово-промышленной палаты провели пресс-конференцию, посвященную принятию федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ…"подписанного 29.07.04 Президентом России Путиным В.В., с целью обсудить его значение для участников рынка наружной рекламы и перспективы, которые ожидают отрасль после вступления закона в
силу.
В пресс-конференции приняли участие:
- Сергей Железняк, президент НАНРИ;
- Максим Ткачев, управляющий директор News Outdoor Group
- Валерий Романов, председатель
Комитета по наружной рекламе АКАР;
- Ирина Матысяк, председатель
Рекламной гильдии Московской Торгово-промышленной палаты



Вкратце, суть Закона в следующем: Закон отменяет все существовавшие ранее налоги, включая налог на рекламу, плательщиками которых были рекламодатели, и вводит специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для организаций, занимающихся распространением и (или) размещением наружной рекламы в размере 15% от вмененного дохода за каждый квадратный метр площади информационного поля печатной или полиграфической наружной рекламы (ЕНВД) и устанавливает с 1 января 2005 года ее базовую доходность в размере 3000 рублей, а для световых и электронных табло - 4000 рублей в месяц.
       В целом Сергей Железняк считает принятый Закон либеральным и видит в нем немало плюсов. В частности, суммарные налоговые изъятия в размере 15% от объема реализации, выравнивают условия работы для всех операторов, делая рынок более прозрачным; он минимизирует риски различного толкования налогового законодательства; упрощает налоговую отчетность, тем самым значительно упрощая трудозатраты на ее ведение, и, в конце концов, стимулирует интенсивный рост отрасли.
       С другой стороны, измененный налоговый режим аналогичен режиму налогообложения малого бизнеса,- розничной торговли, сферы обслуживания и проч. А это означает неполучение НДС операторами наружной рекламы при реализации их услуг по распространению наружной рекламы. Т.е., рекламщики должны будут выплачивать НДС при закупках товаров и услуг у поставщиков (аренда, производители конструкций, машин и т.д.), но компенсация НДС из бюджета для них не предусмотрена. Понятно, что этот режим им не выгоден, поскольку увеличивает налоговую нагрузку на 5-15%, в зависимости от объемов услуг других организаций и усложняет ведение налогового учета при ведении дополнительных видов деятельности в рамках одной компании - фактически, придется вести два вида учета. Если депутаты не примут во внимание предложения рекламистов по изменению правил налогообложения, то крупноформатная реклама, скорее всего, - по словам Сергея Железняка, - перестанет существовать. "Мы хотим получать НДС и платить НДС", - подчеркнул г-н Железняк.
       Сложность возникает и в связи с необходимостью уплаты ЕНВД по месту расположения рекламоносителей, поскольку это означает огромное расширение штата на местах размещения. Таким образом, если буквально следовать "букве Закона", финансово-экономические показатели деятельности более чем 900 компаний-распространителей наружной рекламы, в которых занято около 20 тысяч человек, будут формироваться на местном уровне, с учетом территориальных условий и особенностей.
       Еще один камень преткновения - применение корректирующего коэффициента К2 (в пределах от 0,005 до 1 включительно), который будет определяться в 2005 году законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а с 01.01.2006 - представительными органами муниципальных районов, городских округов и законодательными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Методика расчета К2 базируется на приведении вмененного дохода рекламораспространителей в соответствии к их фактическому доходу в данном регионе. При этом методика расчета выглядит таким образом:
       К2 = Цена (средняя цена продаж рекламоносителя в месяц без учета НДС для каждого региона (города) х Заполнение (среднегодовое заполнение рекламоносителей в данном регионе)/БС - базовая ставка. Площадь (площадь рекламоносителя данного формата)
       Как считает Валерий Романов, невооруженным взглядом видно, что подобный коэффициент расчета крайне не выгоден операторам. Кроме того, операторы боятся, что введение коэффициента позволит искусственно завышать его на местах, что может раззорить небольшие компании.
       По словам Максима Ткачева, регионы пока пребывают в растерянности и операторы еще не выработали единой стратегии действия на этот счет - необходим комплексный и взвешенный подход к определению значения К2 для каждого из субъектов Российской Федерации, а в последствии и муниципальных образований, позволяющий привести значение вмененного дохода в соответствие с фактической доходностью наружной рекламы на данной территории (равной средней цене продажи без учета НДС, умноженной на среднегодовую заполняемость рекламоносителей по данной территории)
       Как не раз подчеркивали выступающие, Закон задумывался как либеральный, и его задача не задушить отрасль, а наоборот, сделать рынок прозрачным, что сделает его привлекательным для инвесторов.
       По итогам пресс-конференции было подписано официальное заявление по поводу введения нового налога.

официальное заявление(открывается в новом окне)