16.08.2004

"Наружники" испугались местного коэффициента



В пятницу общественные организации в сфере наружной рекламы выступили с заявлением, посвященным новой системе налогообложения отрасли. По их мнению, принятые недавно поправки в Налоговый кодекс, которые обязывают компании платить единый налог на вмененный доход, могут дестабилизировать рынок наружной рекламы в стране. Участники рынка еще более категоричны. Они считают, что новый закон "может развалить отрасль".


           27 июля президент утвердил одобренные Госдумой и Советом федерации поправки в Налоговый кодекс, облагающие организации, которые занимаются распространением и размещением наружной рекламы, единым налогом на вмененный доход (ЕНВД). После вступления поправок в силу операторам рынка "наружки" придется платить в местные бюджеты фиксированную сумму налога: 15% вмененной им базовой доходности, которая установлена в размере 3 тыс. рублей в месяц за 1 кв. м печатной или полиграфической наружной рекламы и 4 тыс. рублей за 1 кв. м светового или электронного табло. Право определять итоговую величину платежей Госдума отдала субъектам федерации: с 1 января 2005 года специальным коэффициентом они смогут регулировать значение вмененного дохода на своей территории.


       Инициатором обращения стал лидер российского рынка наружной рекламы компания News Outdoor-Russia, контролирующая все три подписавшиеся под документом общественные организации – Национальную ассоциацию наружной рекламы, комитет по наружной рекламе Ассоциации коммуникационных агентств России и Рекламную гильдию при Московской торгово-промышленной палате.


       По мнению авторов обращения, новый закон может пойти как на пользу, так и во вред рынку наружной рекламы. С одной стороны, по словам управляющего директора News Outdoor Group Максима Ткачева, он "ставит всех игроков рынка в одинаковое положение, упрощая налоговую отчетность и стимулируя развитие отрасли": ЕНВД заменяет несколько действовавших до сих пор налогов – на прибыль, на имущество, на рекламу и единый социальный налог. Кроме того, организации, платящие его, освобождаются от уплаты НДС. С другой стороны, рекламщики опасаются, что на местах будут применять завышенный коэффициент К2, что спровоцирует банкротство значительной части мелких и средних операторов российского рынка "наружки".


       Авторы обращения предлагают создать межведомственный комитет с обязательным участием представителей рекламного сообщества, который занимался бы разработкой типовой методики расчета коэффициента К2 и внедрением ЕНВД. Кроме того, предложено обратиться в правительство и Госдуму с инициативой по изменению режима уплаты НДС. Освобождение от уплаты НДС, по мнению авторов обращения, грозит операторам рынка дополнительными сложностями. "В случае с наружной рекламой мы имеем дело с совокупным продуктом, в создании которого принимает участие большое количество поставщиков,– говорит Максим Ткачев.– Получается, что товары и услуги этих организаций станут для нас на 18% дороже: поставщики продолжат выставлять нам цены с НДС, а мы зачесть налог не сможем, так как перестанем быть его плательщиками".


       Другие участники рынка наружной рекламы, в подготовке обращения не участвовавшие, также считают прозвучавшие требования вполне справедливыми. "Без разумных значений коэффициента К2 новый закон может развалить отрасль не только в Москве, но и в регионах",– полагает гендиректор компании "Максима-Сонар" Руслан Желудик. "Если власти в любом городке средней полосы России введут коэффициент К2, равный единице, ставка налога, который должен будет заплатить владелец щита формата 3 на 6 метров, будет равна коммерческой стоимости размещения рекламы на этом щите",– говорит президент группы компаний Gallery Анатолий Мостовой. "Если коэффициент будет принят бездумно, последствия будут катастрофическими: 'наружный' бизнес в городах типа Калуги, Пензы и Брянска умрет сразу же",– уверен директор по развитию компании "Вера & Олимп" Сергей Дымов.


       По оценкам экспертов рынка, неверно рассчитанный коэффициент К2 может привести к резкому росту цен на наружную рекламу. "Стоит местным властям по недомыслию принять коэффициент, равный единице, как операторам рынка для компенсации своих потерь придется повысить цены на 15-25%,– отмечает генеральный директор агентства 'ЭСПАР-Аналитик' Андрей Березкин.– Это означает, что в Москве стоимость щита формата 3 на 6 метров подпрыгнет с нынешних $850-900 до $1150-1200". "Сомневаюсь, что рекламодатели будут готовы увеличить свои бюджеты в наружной рекламе пропорционально резкому росту цен",– говорит Руслан Желудик из "Максимы-Сонар".


ТИМУР Ъ-БОРДЮГ



КоммерсантЪ