10.08.2004

Ретроавтобусы дороже лимузинов



В субботу в Москве состоялся пробег ретроавтобусов по первому в столице автобусному маршруту. Длинная колонна раритетных машин продиралась через московские заторы полтора часа, хотя 80 лет назад этот маршрут от Белорусского вокзала до метро "Комсомольская" занимал всего 25 минут. Сопровождавшие колонну чиновники успели пожалеть, что пересели из машин с кондиционерами на жесткие пружинные сиденья ретроавтобусов. Между тем сегодня у богатых любителей экзотики пользуются популярностью прогулки на этих "старичках".

Не всем поездка далась легко. "Икарус-55" - основной советский пригородный автобус 50-х годов - оказался совсем непригоден для современных пробок. Его система управления, основанная на пневматике, после нескольких частых торможений просто "выдохлась", поставив под угрозу все мероприятие. Но положенный маршрут "Икарус" все-таки проехал, пусть и медленно.

К полудню добравшись до проспекта Сахарова, все автобусы выстроились возле тротуара и открыли двери салонов для посетителей. Ими стали случайные прохожие и группа знатоков ретро, облепивших сотрудников московского Музея наземного пассажирского транспорта, где и прописано большинство московских ретроавтобусов.

Возглавлял колонну первый отечественный послевоенный автобус АКЗ-1. Он впервые после реставрации показался на московских улицах. Такие автобусы собирали после войны на базе "полуторок" и трофейных шасси мизерным тиражом - всего в количестве 20 штук. Несмотря на то что внутри автобус отделан деревом и восстановлен до мельчайших подробностей, он остается довольно тесным и неудобным. "Уже два человека в проходе салона не могли разойтись, - рассказал "Известиям" замдиректора музея Михаил Егоров. - Да и двери у автобуса были неавтоматическими. Их открывал кондуктор - это являлось его главной обязанностью".

Салон автобуса не отапливался. Двигатель был вынесен вперед, и зимой тепла от него в салоне не чувствовалось, зато летом в салонах была настоящая баня. Но, несмотря на все неудобства, АКЗ-1 оказался главной достопримечательностью пробега. Это старейший из всех сохранившихся в России автобусов.

Следом за главным раритетом выставки выстроились ЗИС-154 и ЗИС-155 - городские автобусы 50-60-х годов. Восьмитонные ЗИС-154 - довольно комфортабельные, но очень дорогие машины с первыми в СССР автоматическими дверями. Этот автобус уникален тем, что едет "на электричестве". Настоящий ажиотаж вызвал вид подкапотного пространства этой машины, где стоящий поперек корпуса внушительного вида движок с ревом крутит генератор, ток от которого приводит в движение весь автобус.

Возле ЗИС-155 - самого распространенного в советских городах полвека назад автобуса пара немолодых фанатов с горящими глазами расстелила прямо на асфальте описания старинных автобусов. Они жарко спорили о том, кто у кого крал дизайн автобусов - "Мерседес" у наших или наоборот. Эти "эксперты" рассказали, что реальную ценность представляют всего несколько из стоящих в колонне ретроавтобусов. Остальные оказались не особо "древними" - это машины периода застоя. Впрочем, все они у нас в стране сохранились в единичных экземплярах, причем те, что в субботу можно было увидеть на Каланчевке, на 100% восстановлены из оригинальных деталей. "Вплоть до эмблемы Завода им. Сталина на капоте, - уточняет эксперт музея Михаил Тиунчик. - На эмблеме завода - так и не построенный Дворец Советов, только с красным полотнищем на крыше вместо статуи Ленина".

Простояв в центре Москвы нескольких часов, автобусы начали разъезжаться. Несмотря на "древность", никого не пришлось тащить на буксире, все сами завелись и, подрезая иномарки, стали пробиваться к местам постоянной стоянки. Обычно работы у этих машин немного - автомобильная массовка в кино да работа напрокат. Сегодня любой желающий может покататься на раритетном автобусе - для этого надо лишь оплатить стоимость его аренды. Правда, обойдется это в кругленькую сумму - от 3200 рублей в час. Это раза в полтора дороже, чем почасовой прокат лимузина VIP-класса.

Раритетные автобусы









Известия