29.07.2004

Потребление безалкогольных напитков в России и Москве



Исследование: Marketing Index
География исследования: Москва, Россия, города с населением 100 тыс. чел. и более
Период исследования: декабрь 2003 - апрель 2004 г.
Товарная категория: безалкогольные напитки

Согласно данным исследования Marketing Index самые потребляемые виды безалкогольных напитков - это соки и минеральная и покупная питьевая вода. Далее третью позицию занимают различного вида прохладительные напитки. При этом в Москве процент потребления данных видов напитков несколько выше, чем в среднем по России. Так за последние полгода 92% москвичей пили различные соки, 84% - минеральную и покупную питьевую воду, а 71% - прохладительные напитки. Среди россиян данные показатели составили 82%, 80% и 67% соответственно.
Потребление других видов напитков по России за полгода распределилось следующим образом:

График 1



29% потребителей соков в России пьют их несколько раз в неделю и чаще. А 27% всего несколько раз в месяц. Москвичи более активны в потреблении сока, т.к. несколько раз в неделю его пьют 39%. При этом безусловным лидером вкуса в России является яблочный сок - его предпочитают 51% потребителей. Второе место занимает апельсиновый, а третье - персиковый. Вкусовые пристрастия среди москвичей и россиян несколько отличаются. В Москве на первом месте по предпочтению потребителей стоит апельсиновый сок (54%), на втором - яблочный (52%), на третьем - томатный (42%).
При этом, подавляющее большинство потребителей данного напитка среди россиян (62%), пьет сок "Добрый", а 59% - "Любимый сад". Далее следуют марки: "Фруктовый сад" (47%) и "Моя Семья" (46%). Москвичи также отдают предпочтение соку "Добрый", его пьют 60%. На втором месте находится марка "J7" (54%), далее следуют "Любимый сад" (53%), "Фруктовый сад" (43%) и "Моя семья" (41%). Данные по потреблению и лояльности* других пивных марок приведены в таблице ниже:

График 2: Потребление и лояльность к маркам сока, ТОП-10 (процент от потребителей сока, Россия)



Согласно данным исследования за последние полгода потребление минеральной и покупной питьевой воды лишь незначительно отставало от потребления сока, и составило 80% по России и 84% по Москве.
При этом в Москве частота потребления минеральной воды в Москве намного выше, чем в среднем по России, и составляет 34% для тех, кто потребляет воду несколько раз в неделю, и 23% для ежедневных потребителей. В Росси 30% пьют воду несколько раз в неделю, а 23% несколько раз в месяц.
Среди самых потребляемых марок в России - "Aqua Minerale" (56% потребителей покупной минеральной и питьевой воды), "BonAqua" (49%) и "Боржоми" (46%). Далее идут минеральная вода "Нарзан" (39%), "Ессентуки" (38%), и "Святой источник" (21%). В Москве наиболее потребляемая марка - также "Aqua Minerale" (74%). Далее следуют марки "Боржоми" (59%), "Ессентуки" (46%), "Святой источник" (45%) и "Нарзан" (44%).

График 3: Потребление и лояльность к маркам минеральной и покупной питьевой воды , ТОП-10 (процент от потребителей воды, Россия)



Различные прохладительные напитки также входят в тройку наиболее потребляемых безалкогольных напитков. Так за последние полгода их потребление по России составило 71%, а по Москве 67%.
При этом как среди россиян, так и среди москвичей предпочтения были отданы следующим маркам: Coca-cola, Fanta, Pepsi. Среди отечественных прохладительных напитков по количеству потребителей лидируют "Дюшес" (38% потребителей), "Буратино" (38%) и "Колокольчик" (36%). Москвичи из российских напитков в первую очередь предпочитают "Колокольчик" и "Тархун" (по 37% потребителей), а затем напиток "Байкал" (32%).

График 4: Потребление и лояльность к маркам прохладительных напитков, ТОП-10 (процент от потребителей, Россия)



В летний период времени для России традиционным прохладительным напитком остается квас. Интересно, что среди 42% россиян, употреблявших данный напиток за последние полгода, большая часть (56%) предпочитают готовить его самостоятельно и наслаждаться домашним вкусом. А из 38% москвичей, которые пьют квас, большинство (69%) отдают предпочтения покупному напитку в производственной упаковке.
В последнее время постепенно растет потребление в категории "холодный чай". Так за сентябрь-декабрь 2003 г. потребление этого напитка в России составляло 7% (в Москве - 11%), а данные последнего опроса за декабрь 2003 - апрель 2004 г. показали, что уже 10% россиян и 19% москвичей потребляли холодный чай хотя бы раз за последние полгода.

* * *
Справка о компании
TNS Gallup Media является ведущей исследовательской компанией в области СМИ и рекламы, и единственной, специализирующейся только в этой сфере исследований. Клиентами TNS Gallup Media является большинство телевизионных каналов, радиостанций и издательских домов. С 1997 года TNS Gallup Media представляет Россию в Европейской Организации Медиа Исследований (EMRO). В январе 2001 года Gallup Media вошла в состав группы компаний TNS.

Исследование Marketing Index - один из исследовательских продуктов TNS Gallup Media. Проводится в России регулярно, начиная с 1995 года. Исследование репрезентирует население России в возрасте 16 лет и старше, проживающее в городах с населением 100 тыс. человек и более. Основная цель исследования - предоставление информации по товарным категориям и торговым маркам для определения целевых групп потребителей и планирования для этих групп эффективных рекламных кампаний. В исследование включено около 400 товарных групп и 3 000 товарных марок. В рамках исследования проводится ежегодно 24 000 индивидуальных интервью.