27.07.2004

KrasAir решила поживиться



Татьяна Егорова
Илья Хренников

“Домодедовскими авиалиниями” (ДАЛ) заинтересовалась полугосударственная KrasAir. Компания просит правительство разрешить двум перевозчикам объединить самолетный парк и маршрутную сеть. Но на ДАЛ есть и другие претенденты — это “СИГМА-Консалтинг”, владеющая ее акциями, и авиакомпания “Сибирь”, начавшая сделку по приобретению домодедовских самолетов.


Компания “Домодедовские авиалинии” (ДАЛ) – пятая в России по пассажирообороту, на 50,17% принадлежит государству. Выручка превышает 3 млрд руб. Эксплуатирует 12 самолетов Ил-62, три Ил-96-300, два Як-42. В прошлом году Счетная палата выявила, что активы ДАЛ, в том числе самолеты, выведены из компании в счет погашения задолженности по векселям перед структурами группы “Ист Лайн”, управляющей аэропортом “Домодедово”. Сейчас собственником самолетов выступают кипрские компании Orleston Trading и Leadhills Investments, а ДАЛ их арендует. Весной этого года 49,6% консолидировало ООО “СИГМА-Консалтинг“ и дружественные ему структуры, которые вместе с государством намерены бороться за возврат активов ДАЛ и смену гендиректора компании.

Месяц назад гендиректор авиакомпании “Сибирь” — второй по величине в России (3,4 млн пассажиров) — Владислав Филев рассказал “Ведомостям”, что начал сделку по приобретению авиапарка ДАЛ у кипрских офшоров. По словам Филева, он заплатил входной депозит по сделке, общая сумма которой составит около $10 млн. Основную ценность ДАЛ Филев видел в трех самолетах Ил-96, маршрутной сети и двигателях от Ил-62, которые можно переставить на самолеты Ту-154М.

Вчера выяснилось, что “Сибирь” не единственный претендент на бизнес домодедовской авиакомпании. О своем интересе к ней заявила KrasAir, четвертая по объемам перевозок в стране (51% акций — у государства). Директор по маркетингу KrasAir Андрей Егоров рассказал “Ведомостям”, что компания предложила Федеральному агентству воздушного транспорта (ФАВТ) поддержать инициативу об альянсе KrasAir c “Домодедовскими авиалиниями”. Письмо с просьбой на прошлой неделе направлено замруководителя ФАВТ Геннадию Чернову.

“У компании [ДАЛ] есть проблема — она потеряла активы, и государство, как совладелец ДАЛ, поручило чиновникам ее решить. Мы предложили, как это можно сделать”, — говорит Егоров. По его словам, идея KrasAir состоит в следующем. Пока речь о юридическом слиянии двух перевозчиков не идет — на первом этапе акционеры авиакомпаний могли бы создать некоммерческое партнерство, которое проработало бы возможность сотрудничества. А потом, рассказывает собеседник “Ведомостей”, акционеры могут рассмотреть возможность “более плотной интеграции”: “Приобрести оболочку неинтересно. Но если бизнес двух компаний будет объединен, получится интересная маршрутная сеть”. Хорошим активом Егоров называет и самолеты Ил-96, ранее принадлежавшие ДАЛ (сейчас компания их арендует). Он признает, что вернуть их будет “непросто, но необходимо”.

Источник в ФАВТ подтверждает факт получения письма и говорит, что агентство не возражает против альянса KrasAir и ДАЛ. “Компании могли бы удачно дополнить маршрутную сеть друг друга. “Домодедовские Ил-62 приближаются к пределу своей летной годности, а KrasAir недавно пополнила свой парк дальнемагистральными самолетами — новым Ил-96 и двумя подержанными Boeing-767”, — говорит чиновник ФАВТ. По его словам, вопрос альянса — дело самих компаний. “Пусть объяснят, что такое объединение даст в финансово-экономическом плане, а мы решим”, — говорит чиновник. При этом он отмечает, что это не ставит крест на начавшейся сделке по приобретению “Сибирью” самолетов ДАЛ.

Отраслевой аналитик, пожелавший остаться анонимным, считает, что инициатива KrasAir приведет к “легкой потасовке” между ею и “Сибирью”. “Активов у ДАЛ нет, зато осталось несколько хлебных дальневосточных маршрутов, под которые идеально подходят новые Вoeing-767 KrasAir. Возможно, именно на них и претендует компания”, — поясняет он. Собеседник “Ведомостей” полагает, что успешный альянс двух авиакомпаний возможен только в случае их слияния. Он напоминает, что альянс “Открытое небо”, о создании которого в конце 2000 г. объявляли авиакомпании KrasAir, “Домодедовские авиалинии” (ДАЛ), “Авиаэкспресскруиз” и Челябинское авиапредприятие, по сути, так и не заработал.

Официальный представитель ДАЛ отказался от комментариев. А источник в компании сказал “Ведомостям”, что не видит логики в этом проекте. “Сначала [гендиректор "Сибири" Владислав] Филев объявляет, что самолеты ДАЛ у него, а потом Абрамович говорит об альянсе”, — удивляется он.

Замгендиректора “Сибири” Михаил Кошман заявил, что ничего не знает об инициативе KrasAir, и комментировать ее отказался, отказались от комментариев и в “СИГМА”.



Ведомости