20.07.2004


МТС зовет в кино. Рекламу "Ночного дозора" разослали по SMS



Александр Борейко
Светлана Витковская

Абоненты уже привыкли к тому, что сотовые операторы рассылают им SMS с рекламой новых информационных услуг. А недавно МТС призвала своих клиентов идти смотреть фильм “Ночной дозор”. Эксперты считают, что рассылая подобные сообщения, компании переходят грань между полезной информацией и раздражающей абонентов рекламой.


В 2003 г. российские сотовые операторы заработали на SMS-услугах (передача короткого сообщения) $250–300 млн, или 5–7% от всех доходов. Однако такой способ общения возможен не только между абонентами, но и между операторами и абонентами. Таким образом операторы сообщают о появлении новых услуг или тарифов.

До сих пор угроза навязчивой SMS-рекламы была для российских абонентов не столь актуальна из-за сравнительно низкого проникновения сотовой связи. Речь идет не о настоящих спамерах, нелегально устраивающих рассылки SMS, а о спланированных операторами рассылках, которые абоненты не ожидают. В МТС утверждают, что не собираются делать рассылки в интересах посторонних заказчиков ни на коммерческой основе, ни на общественных началах, но “из любого правила бывают исключения”.

Исключением стали рассылки с приглашением на фильм “Ночной дозор”, где много product placement МТС, или на выборы президента, осуществлявшиеся в некоторых регионах по просьбе местных администраций. “Периодичность таких рассылок — 2-3 сообщения в месяц. Данные фокус-групп показывают, что такая периодичность нормально воспринимается абонентами, не вызывая их раздражения”, — подчеркнули в пресс-службе МТС. В дальнейшем операторы не планируют осуществлять чужие рекламные рассылки. Например, МТС планирует сделать рассылки более адресными и вводит механизм выборочного отказа от SMS.

В “ВымпелКоме” уверяют, что рекламу партнеров не рассылали и делать этого не собираются, а своя информация рассылается не более одного сообщения в неделю. Так, 3 июля оператор оповестил всех абонентов, что они могут подписаться на информацию о движении Олимпийского огня по Москве. “Мы не злоупотребляем рассылкой, но считаем, что всем абонентам полезно знать, в каких мероприятиях оператор принимает участие и какие возможности у них появляются”, — пояснил специалист по связям с общественностью “ВымпелКома” Артем Минаев.

В московском “МегаФоне” сообщили, что крайне редко отправляют информацию о новых услугах — и то не всем абонентам, а определенным группам. “Сейчас несанкционированная рассылка раздражает 99% абонентов, которые ее стирают, не читая, — считает советник гендиректора московского "МегаФона" Роман Проколов. — Однако если когда-то в будущем будет на это спрос, то мы будем этим заниматься”.

Аналитики отмечают, что это начало развития мобильного спама. “Пока операторы аккуратно относятся к массовым рассылкам, потому что они боятся испортить лояльность к ним абонентов, — считает аналитик J'son & Partners Антон Бурбулис. — Но в перспективе это реальный бизнес”.

Президент рекламного агентства IMHO VI Арсен Ревазов считает, что настоящей массовой рекламой SMS-рассылки никогда не станут. “Это раздражает абонентов, и они сменят оператора. Эффект от этой рекламы никогда не перевесит негативного имиджа”, — уверен Ревазов. В то же время он полагает, что при совместных проектах, таких как поддержка фильма “Ночной дозор”, SMS-реклама будет рассылаться. Эксперт интернет-ресурса “Мобильный форум” Алексей Бойко считает, что проблема такого спама вскоре может обостриться. “Все чаще к рассылкам подключаются не только любители, но и коммерческие организации, а иногда и властные структуры”, — рассказывает Бойко. Он также отмечает, что информирование об услугах не что иное, как обычная спам-рассылка только от самих операторов, от которой абонент должен иметь возможность отказаться. “Это будет сильно раздражать абонентов. Либо он должен получать бонусы за это, либо иметь возможность отказаться от рассылки”, — соглашается аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский.



Ведомости