07.07.2004

Небесные споры. Пошлины на ввоз импортных самолетов могут снизить к неудовольствию авиастроителей



Андрей Лемешко
Илья Хренников

Правительство поручило Министерству транспорта пересмотреть ставки ввозных пошлин на импортную авиатехнику, которые с учетом НДС составляют 42%. Чиновники обещают понизить тарифы лишь на ту авиатехнику, аналоги которой не производит отечественная промышленность. Эксперты гадают, насколько радикальными будут меры правительства.

Как вчера заявил министр транспорта Игорь Левитин, правительство поручило Минтрансу пересмотреть ставки таможенных платежей на ввоз западной авиатехники. По словам Левитина, которого цитирует “Интерфакс”, ставка на ввоз воздушных судов, аналоги которых выпускают в России, должна быть высокой, а на те самолеты, которые не производятся на отечественных авиазаводах, ставка отменяться не будет, но должна быть сведена к минимуму. Впрочем, чиновники пока не могут спрогнозировать, насколько могут снизиться пошлины и на какие типы воздушных самолетов. По словам представителя Минтранса, механизм снижения пошлин будет определяться Минпромэнерго. Сотрудник этого министерства отмечает, что “основные типы воздушных судов в России выпускаются, в том числе региональные и среднемагистральные”. “Если же речь идет о каких-либо уникальных самолетах, например Airbus 380, то мы не можем препятствовать их ввозу”, — говорит он. По словам чиновника, правительство делает ставку на развитие лизинговых схем — они должны обеспечить заказами отечественный авиапром и позволят авиаперевозчикам закупать новые российские самолеты. Чтобы определиться со ставками ввозных тарифов, кабинет рассчитает потребности авиакомпаний в технике и возможности ее российских производителей, говорит источник в Минпромэнерго. По словам чиновника Минтранса, это ведомство считает, что до 2010 г. 69 российским авиакомпаниям нужно будет дополнительно 160 магистральных и 140 региональных самолетов.

Эксперты расходятся во мнении, насколько радикальными могут оказаться меры правительства. “Считается, что в России производится два типа самолетов: дальнемагистральный Ил-96 Воронежского авиазавода (около 300 мест, дальность до 10 000 км) и среднемагистральный Ту-204 Ульяновского авиазавода (около 200 мест, до 4000 км)”, — напоминает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Руководствуясь этим, можно обнулить или сделать символической (например, 5%) пошлину на ввоз ближнемагистральных машин (около 100 мест, до 2500 км), полагает он. Тем более что к этому классу судов есть обоюдный интерес как со стороны российских авиакомпаний, так и со стороны западных лизинговых компаний, отмечает Рыбак.

Александр Рубцов, гендиректор лизинговой компании “Ильюшин Финанс”, не согласен с такой точкой зрения. Он считает, что в России не производятся только среднемагистральные лайнеры на 150-200 мест и говорить о снижении пошлин имело бы смысл только в отношении этой категории воздушных судов, в которую попадают Airbus 320 и Boeing 747. Рубцов надеется, что возможное снижение пошлин не коснется региональных и ближнемагистральных самолетов, которые способен выпускать отечественный авиапром. Он напоминает, что проекты регионального Ту-334 и Ан-148 находятся в высокой степени готовности. Рубцов предполагает, что серийный выпуск Ту-344 может начаться в конце будущего года, и рассчитывает, что в ближайшее время будут заключены контракты на поставку Ан-148, который предполагается собирать на Воронежском авиазаводе. Менеджер авиастроительной компании, напротив, уверен, что снижение пошлин может коснуться прежде всего региональных и среднемагистральных самолетов. Собеседник напоминает, что в ближайшие годы ожидается массовое выбытие Ту-134 и Ту-154, и прогнозирует, что вопрос о пошлинах будет решен положительно. “Иначе просто не на чем будет летать”, — говорит собеседник, скептически оценивая перспективы российских региональных самолетов. Авиаперевозчики также заявляют о необходимости снижения пошлин на отдельные типы воздушных судов. Президент группы “Волга-Днепр” Алексей Исайкин в интервью “Ведомостям” говорит, что российский авиапром не выпускает грузовых самолетов типа Boeing 747 и компания обратилась в правительство с просьбой рассмотреть вопрос о беспошлинном ввозе тех самолетов, аналоги которых в России не производятся.



Ведомости