06.07.2004


Состояние и прогнозы развития рынка косметики anti-age в России. Прогноз ЭкспоМедиаГруппа "Старая Крепость"



Население России объективно стареет. Этот факт вместе с постепенно, но неуклонно растущим уровнем доходов открывает значительные возможности для индустрии anti-age в целом и противовозрастной косметики в частности.
Демографические предпосылки развития рынка косметики anti-age в России
На сегодняшний день число пенсионеров в России составляет 30 млн. человек. Теоретически это большой и совершенно не охваченный рынок. Однако фактически, из-за низкого дохода российских пенсионеров и несформированной потребности вероятность завоевать его крайне низка.
Наибольший интерес для индустрии средств anti-age представляют люди от 30 до 50. Именно они составляют ядро среднего класса (60%), характеризующегося не только стабильным уровнем доходов, но и высокой образованностью, значительным профессиональным статусом. Кроме этого, их отличает особенный психологический портрет, в котором хорошая самооценка сочетается со страхом потери работоспособности и снижения социального статуса. При этом одна треть людей, которых можно отнести к среднему классу, особенно выделяет при опросах страх болезненной старости.
К среднему классу в России относят себя около 30 млн. чел. (20% от 145 млн.). Из них порядка 16 млн. составляют потенциальную аудиторию производителей косметики anti-age (60% от 30 млн. - люди в возрасте от 30 до 50), а 8 млн. либо уже покупают ее, либо психологически готовы к покупке (30% представителей среднего класса в опросах говорят о страхе перед старостью). При затратах минимум 500 долл. в год на человека (в современных ценах учитывая только косметику), потенциальный рынок антивозрастной косметики в России составляет 4 млрд. долл. (в розничных ценах).

Предпосылки успеха западных и российских производителей косметики anti-age в России
Продолжительность жизни людей в Западной Европе и США значительно выше, чем в России. На фоне высокого уровня доходов и хорошо сформированной потребности оставаться молодым и здоровым как можно дольше, западный рынок anti-age уже достаточно развит и приближается к точке насыщения. В связи с этим все больше западных компаний будут обращаться к перспективному российскому рынку. Велика вероятность, что сегмент противовозрастной косметики, особенно требующий наукоемких технологий, будет полностью занят западными игроками, которые, к тому же, способны вложить в формирование спроса и продвижение своей продукции значительные средства.
Однако, положение российских производителей не столь безнадежно, как может показаться на первый взгляд. Доходы населения все еще не сравнимы с таковыми в развитых странах. Учитывая высокое стремление российских компаний к развитию и их способность предложить приемлемое соотношение цены и качества, они вполне способны сформировать масс маркет anti-age и прочно закрепиться в нем для дальнейшего движения вверх. Это становится еще более вероятным, учитывая то, что местные производители косметики по уходу за кожей уже успели завоевать доверие российского населения (их продукцию предпочитает две трети потребителей, считая ее более натуральной и лучше соответствующей местному типу кожи).

Впервые сектор косметики anti-age громко заявил о себе и в России и в мире в целом в 2002 году. В 2003 г. рост в этом сегменте по данным Euromonitor составил 33%.
Однако в соотношении с мировыми показателями объемы рынка косметики anti-age в России пока что являются довольно незначительными.