09.06.2004


Вторая жизнь лекарств



Швейцарский фармацевтический концерн Novartis купил своего конкурента - канадскую фирму Sabex, специализирующуюся на производстве аналоговых лекарств (дженериков). Сумма сделки - 565 млн. долларов - в несколько раз превышает реальную стоимость компании. Правда, аналитики отмечают, что Novartis потратился не зря. К 2010 году в Канаде и США истекут сроки действия патентов на многие популярные лекарства и концерн сможет занять значительную долю рынка.

Фармаконцерн Novartis стал на мировом рынке абсолютным лидером производства дженериков. Компания, уже владеющая словенской Lek (фирма была куплена в 2002 году за 797 млн. долларов), которая как раз специализируется на выпуске аналоговых препаратов, теперь поглотила своего конкурента - канадскую фирму Sabex. Сумма этой сделки составила 565 млн. долларов, что в 3-4 раза превышает реальную стоимость Sabex. Тем не менее эксперты фармацевтического рынка полагают, что затраты на приобретение канадской фирмы окупятся в ближайшие 6 лет, когда в странах Северной Америки закончится действие патентов на многие популярные лекарства. Уже к 2007 году, отмечают эксперты, объем рынка дженериков увеличится с нынешних 30 млрд. долларов до 50 млрд. долларов. Сектор дженериков по-прежнему будет увеличиваться быстрее рынка фирменных препаратов, для которого большинство аналитиков предсказывают рост около 10%.

Производство аналоговых лекарств в последние несколько лет стало очень прибыльным. Потребители с охотой раскупают дженерики, которые порой в десятки раз дешевле оригинальных лекарств. В период действия патента компания-разработчик обладает полной монополией на выпуск и продажу своего препарата. Производитель сам решает, сколько должно стоить его лекарство, и порой назначает поистине заоблачные цены. Накручивая цены, компания получает возможность окупить затраты на разработку, длящуюся годами и требующую миллионов долларов. К тому же действительно огромные деньги тратятся на рекламу нового чудодейственного средства. Ко времени истечения срока действия патента препарат уже завоевывает прочную популярность. Производители же дженериков приходят на все готовое, им не нужно тратиться на раскрутку лекарственного бренда и разработку его рецептуры. Поэтому стоимость аналоговых лекарств существенно снижается.

Рынок дженериков весьма развит и в России. В последние год-два между производителями лекарственных средств идет борьба за покупателя. Выпуская одни и те же лекарства, им постоянно нужно доказывать, что именно их препараты лучше. Одним из лидеров этого сегмента является компания «Ферейн», 75% ее мощностей занято выпуском дженериков, и лишь 25% занимается разработкой собственных лекарственных средств.

СПРАВКА

Дженериками называют лекарства, на которые закончился срок патентной защиты, а значит, выпускать их, дать им вторую жизнь может любая компания. Обычно воспроизводятся те препараты, которые востребованы на рынке, то есть хорошо продаются и популярны у населения и врачей. Самыми популярными дженериками сегодня считаются такие средства, как валидол и анальгин.

Газета